Опубликовать идеи Партии Дела и почувствовать страну.
Такова была цель и задача пробега.
Пишет соучастник пробега Антон Баков.
Когда мы задумывали эту акцию - проехать на пяти «Ладах Калина» канареечного цвета по главным промышленным центрам России, мы не ожидали, что мероприятие обретет такой масштаб. Тысячи людей пришли на митинги, десятки тысяч приветствовали пробег, сотни тысяч узнали о нем… Впереди миллионы тех, кто услышит, обдумает, присоединится!
Москва
Здесь мы стартовали под звуки оркестра и шум аплодисментов участников митинга. Нас провожали Делягин, Калашников, Евсюков, нас провожала Москва. Печальные руины «АЗЛК» смотрели нам вслед. Заброшенный часовой завод «Слава», где время остановилось много лет назад, начал отсчет. Несправедливо арестованное здание Тушинского машиностроительного и раздробленный на торговцев бусами Завод Орджоникидзе (Станкостроительный) остались далеко позади.
Нижний Новгород
Проливной дождь и препятствующая санкционированному митингу полиция не смогли повлиять на несколько сотен нижегородцев, пришедших встретить «Лады. Они и рассказали нам, что произошло с Нижегородским (Горьковским) машиностроительным заводом, авиационным имени Орджоникидзе, заводами «Старт» и «Орбита», ЦКБ по СПК им. Алексеева, опытно-экспериментальным заводом «Волга», «Электромашем», КБ «Лазурит» и заводом имени Ленина. На этих предприятиях административные здания, как правило, сдаются в аренду коммерческим предприятиям, произошло резкое сокращение выпускаемой продукции, конверсионные производства оказались не конкурентоспособными или не запускались вообще, численность работников сократилась в разы. Горьковский Автомобильный Завод, сократил мощности в разы, некоторые производства прекратили существование. В связи с тем, что структура нынешнего завода имеет холдинговый характер, но на официальных сайтах эта информация не размещена. Сельскохозяйственные предприятия тоже, в большинстве своем, или прошли процедуру банкротства или находятся на этой стадии. Как символ уходящих в небытие надежд на светлое промышленное будущее участники автопробега увезли с собой макет «Волги» - гордости отечественного автопрома, ставшей воспоминаниями стариков, музейным раритетом на улицах и десятисантиметровым сувениром в руках участников пробега.
Ульяновск
Здесь стало грустно. Завод «Авиастар», которым в недавнем прошлом управляло Новое Содружество, и завод строил самолеты наперекор всему. Что происходит с «Авиастаром» сейчас?
Выпуск самолетов остановлен, цеха завода занимают образцы продукции много лет назад отправленные сюда на ремонт, и так его и не дождавшиеся. Заказов у завода нет.
(На фото рядом со священником в белой рубахе - экс-Генеральный директор Авиастара Юрий Рязанов)
На родине Ильича еще верят, что все будет хорошо. Они все готовы сделать, чтобы вернуть былую славу городу, зарплаты рабочим, чтобы спасти предприятие, кормившее целый город.
Впереди - Самара!
Самара тоже не порадовала. Как мощный промышленный центр она сильно сдала за последние годы. Здесь ярким примером стала судьба разграбленного завода «ЗИМ» (Завод имени Масленникова»). Он выпускал известные всему миру часы «Победа» и другие гражданские товары, но в 90-е старуха с косой по имени Банкротство постучалась и в его железные ворота. Мощности перенесли на другие заводы, а на пепелище промышленного гиганта организовали кинотеатр, стадион, помещения для детских кружков. Например, 155 корпус завода превращен в ТД «Захар». Исчез с лица самарской земли и ОАО «Моторостроитель», выпускавший ракетные и авиационные двигатели.
Враждебно настроенная местная полиция не смогла помешать «Ладам» проехать по главным улицам города. 300, собравшихся на митинг самарцев засвидетельствовали, что вскоре весь российский автопром превратиться в коллекцию игрушечных макетов.
Едем в Оренбург!
На площади имени Гагарина нас уже ждали бывший вице-премьер России и сопредседатель дружественной нам Аграрной партии Александр Харлампиевич Заверюха и несколько сотен жителей платочной столицы России. Положение промышленности в области ни чуть не выделяется на фоне общей депрессии. Положение усугубляется еще и тем, что Оренбуржье страдает от обезвоживания, о чем нам поведали местные ученые. Все это вкупе с заоблачными ценами на бензин, не дают свободно дышать местной промышленности. Закрытый в 2010 году и порубленный на частные предприятия ЗЖК (Завод железобетонных конструкций), превратившийся в мириады офисов РТИ (с 1947 года снабжавший всю страну резинотехническими изделиями), Аппаратный завод - перечислять можно очень долго.
Уфа
Остановка в столице Башкирии ознаменовала сбой половину пути для колонны автопробега. Здесь на проспекте Октября, около русского драматического театра участников пробега встречали четыре сотни Уфимцев, небезразличных к судьбе реального сектора экономики. Они же вручили пробеговцам модель самолета МИГ-15, они же организовали москвичам экскурсию по промышленным бедам своего города.
Екатеринбург
Третья столица России ждала автоколонну с нетерпением. Ждали сотни людей на митинг у памятника основателям города В.Н.Татищеву и В.И.Генину, ждали печальные пустоты зданий, лишь по ржавым вывескам опознаваемые, как величественные некогда заводы. Уральский завод энергетических машин, занимавшийся производством паровых турбин всю свою сознательную заводскую жизнь, умер сравнительно недавно, объявив себя банкротом в 2011 году. Екатеринбургский мукомольный завод закрыли в 2009 году, его заменили жилым кварталом класса «люкс». Закрыта и элекстростанция имени Рыкова. Канули в лету завод пищевой промышленности и деревообрабатывающий завод.
Но несправедливее всех обошлись с Лобвинским биохимическим заводом, признав его банкротом в 2009 и распустив тысячи сотрудников, пообещав выплатить им задолженность по зарплатам в скором времени. До сих пор ни рубля люди не получили. Деньги эти давно перекочевали в офшоры.
Челябинск
«Танкоград», расположившийся на склоне Уральских гор теперь казался грустным и съежившимся. У памятника «Орленок» участников встречали четыреста растерянных и, вместе с тем, решительных челябинцев. Среди которых немало было молодежи. Встречали транспарантами и цветами. Встречали вопросами. Встречали историями. Например, история Лакокрасочного завода уходит корнями в халатность организаторов работы предприятия. Они просто решили, что несколько корпусов завода не нужны больше стране, и закрыли их. Теперь гигантский завод превратился в крошечную мануфактуру, а мрачные стены пустующих цехов напоминают склеп.
Модель ракеты «Космос», переданная челябинцами через участников пробега в Правительство РФ, призвана напомнить ему о космическом несоответствии того, что было всего каких-нибудь пару десятков лет назад с тем, что представляет собой сейчас промышленность Челябинска.
Омск
Как ни странно, здесь все оказалось менее трагично, чем в других городах. Архитектура, население, чистота улиц - все говорило об искренней любви омичей к своему городу. Банкротство «Сибзавода», производившего ранее трактора и сеялки. Растащили территорию автомойки и коммерческие конторы. Завод Октябрьской Революции, производивший танки и трактора, также обанкротился. Омский агрегатный имени Куйбышева, славившийся производством авиационной и ракетной техники, был закрыт. Завод ЖБИ представляет собой сейчас пару корпусов, все остальное распродано. Заброшенное здание дополняет ансамбль из разбросанных кругом гор мусора и крайне засоренного озера, расположившегося у его стен.
Новосибирск
Столица Сибири, кузница высококвалифицированных кадров, на смену которой идет полумифический проект «Сколково». Здесь за последние годы пали смертью храбрых многие гиганты отечественной промышленности. Завод «Экран», в советское время изготавливающий стеклотару для всей страны. В январе он получил иск о банкротстве, сейчас официально об этом заявляет. И спасти предприятие надежды нет, потому что государство отказало ему в субсидиях в размере 6 млн. рублей, тогда как в Стабфонд уходят миллиарды необходимые нашим предприятиям для модернизации, да и просто для спасения. Новосибирский Металлургический Завод имени Кузьмина, производивший трубы, листовой прокат, профили и холоднокатную ленту, также погиб. Подаренный новосибирцами участникам пробега макет самолета - воспоминание о былой мощи Чкаловского завода и прежней отечественной промышленности.
Сейчас еще сложно подводить итоги пробега. Статистику, свидетельствующую об упадке российской промышленности можно взять и в интернете, но главное, что мы увидели своими глазами: люди не готовы мириться с существующим положением вещей. Они готовы бороться за спасение своих заводов. Это радостно. Это многообещающе. Это только начало.