Минсельхоз предлагает отменить экспортную пошлину на зерно. Это очень правильно. Производим 106-109 млн т, потребляем 72-74 млн. Излишки нужно продавать, поэтому не затруднять нужно экспорт, а его поддерживать.
Правда, обнулить пошлину минсельхоз предлагает лишь до середины 2017 года. Это неправильно. Нужно отменить эту дурацкую пошлину навсегда. В США, например, есть специальный закон, который запрещает вводить подобные пошлины.
Говорят: после этой отмены зерно подорожает, пострадают хлебопёки, производители макарон, животноводы, далее по списку.
Отвечаем: давайте посмотрим, в чём реальная причина проблем у хлебопёков, производителей макарон, животноводов?
Может в том, что в России высокие налоги, дорогие кредиты, а рынок хлеба, макарон и продукции животноводства не защищён от неравной конкуренции?
Может, интерес этих отраслей состоит не в том, чтобы держать производителей зерна в подавленном состоянии, заставляя продавать пшеницу по заниженным ценам, а наоборот, в том, чтобы дать им возможность зарабатывать, делать инвестиции, производить гораздо больше зерна, что и послужит базой для развития прочих подотраслей сельского хозяйства и всей экономики?
Некоторые крупные производители зерна, кстати, тоже годами требовали у государства тратить деньги на закупку иностранной сельхозтехники. Это, мол, заставит российские заводы снизить цены, это нам будет хорошо.
Правительство их не послушалось, стало поддерживать российское производство, что привело к развитию сельхозмашиностроения. После недавней девальвации иностранная техника подорожала в два раза, а российская - нет. И сегодня Россия благодаря разумному протекционизму в одной отдельно взятой отрасли обеспечена недорогой сельхозтехникой вполне достойного уровня. Что, в итоге, выгодно и производителям зерна.
Вывод: предлагается всем представителям отраслей следовать следующему универсальному принципу.
Нельзя требовать поставить другую отрасль в подавленное положение, в положение хуже, чем у зарубежных конкурентов.
Продаёт французский фермер пшеницу по мировой цене?
Вот и наш должен.
Поэтому шаг правильный.