Пост 22. Мы решили быть уволенными

Oct 05, 2012 14:08



мы решили быть уволенными

Когда Евтушенко принес в "Литературную газету" эти стихи, главный редактор Валерий Косолапов, прочитав стихотворение, сказал, что для окончательного решения он должен посоветоваться с женой, так как если стихотворение будет опубликовано, его уволят с работы.

Евтушенко пишет: «Пришла его жена, и они закрылись у него в кабинете. Я сидел на краешке стула и нервно ждал. Работники типографии, чтобы меня подбодрить, принесли чекушку водки и соленых огурцов.

Супруга Косолапова вышла, пристально на меня посмотрела, обняла и сказала: «Не волнуйтесь, Женя, мы решили быть уволенными».

Валерий Алексеевич Косолапов 
                        был непохож на тех,
                        кого не счесть, -
                        редакторов цинично кисловатых,
                        боящихся за кресло -
                        не за честь.

Тогда казалось мне, что был он стар,
                        когда, задумав сотрясти земшар,
                        наивнячок,
                        подобный полудурку,
                        принёс я бесприютный «Бабий Яр» 
                        в многострадальную
                        «Литературку».

Один знакомец -
                        милое трепло -
                        сказал, 
                        в глазах изобразив печальность:
                        «Ну, в общем-то, старик,
                        совсем непло…»
                        но вдруг споткнулся,
                        как об НЛО:
                        «Постой, и это хочешь ты 
                        печатать?!»

А Косолапов улыбнулся мне.
                        Искрилось в нём 
                        крестьянское лукавство,
                        а это самолучшее лекарство
                        от страха
                        в так запуганной стране: 
                        «Да,
                         не соскучится с тобою
                         государство…
                         Ты обожди.
                         Я позвоню жене».

«Зачем жене?» -
                         был мой вопрос невольный
                         от робко предвкушаемого «ЗА».
                         «Да потому что буду я уволен». 
                         «За что?» - 
                         «Да за красивые глаза».

Жена -
                        ну впрямь со станции Зимы! -
                        явилась,
                        как одетая в пимы,
                        большущая, 
                        с плечищами Поддубного,
                        и так сказала:
                        «Женя, мы подумали
                        и ничего другого не придумали -
                        решили быть уволенными мы…»

Малюсенькое «за»
                        большого роста,
                        Когда потом придется и непросто
                        За это головою отвечать.
                        Стихи писать -
                        не главное геройство.
                        Был высший подвиг -
                        Подписать в печать.

Подписывали, ручки изгрызя
                        Рисковые редакторы России.
                        Ну что же,
                        быть уволенным - красиво.
                        «За» - за. 
                        И за красивые глаза.

Гранки «Бабьего Яра» несколько раз возили из редакции «Литературной газеты» в ЦК и обратно: партийное руководство колебалось, а вместе с ним колебалась и судьба «Бабьего Яра», да и судьба его автора тоже. Евтушенко просидел в редакции до середины ночи, пока номер с завизированным стихотворением не был окончательно сдан в печать.

Теперь была надежда, что «Литературка» появится наутро в газетных киосках. Но в ЦК все еще могли и завернуть тираж и пустить его под нож.

Газета вышла. В одночасье Евгений Евтушенко стал героем в глазах большинства своих соотечественников, а для антисемитов и мракобесов - «продавшимся жидам» отщепенцем.

травля Евгения Евтушенко

Вокруг поэмы завязалась политическая полемика. Началась кампания травли и автора, и редактора. Они подверглись и официальным гонениям. Руководителей газеты обвинили в сионизме, и вскоре сняли, а для Евтушенко началась полоса запретов.

Его заставили внести изменения в текст второй и двенадцатой строф, заменив «евреев» на «украинцев». В прессе против Евтушенко появились заказные статьи и даже стихи.

В статье Дмитрия Старикова, которая появилась через несколько дней в «Литературной газете», Стариков сравнивал стихи Евтушенко со стихами Эренбурга, обвиняя Евтушенко в отсутствии интернационализма. Илья Эренбург прислал в редакцию протест против некорректных сравнений, Но ЦК КПСС запретил публиковать его письмо. Бенедикт Сарнов впоследствии назвал статью антисемитской, а Старикова охарактеризовал как «литературного проходимца».

Поэт Алексей Марков выступил с резким поэтическим памфлетом против Евтушенко, как автора стихотворения «Бабий Яр». Вот последние строки этого стихотворения:

Какой ты настоящий русский,
                                         Когда забыл про свой народ?
                                         Душа, что брючки, стала узкой, 
                                         Пустой, что лестничный пролёт.
                                         <...>
                                         О, сколько пало миллионов
                                         Российских стриженых ребят!...
                                         <..>
                                         …Пока топтать погосты будет,
                                         Хотя б один космополит,
                                         Я говорю: я русский, люди!
                                         И пепел в сердце мне стучит.

в защиту Евгения Евтушенко

Стихотворение «Бабий Яр» разделило общество, как теперь пишут, на два лагеря: русских антисемитов и настоящих русских, среди которых был весь цвет русской науки и культуры. С пламенными стихами в защиту Евтушенко выступили Константин Симонов, Маргарита Алигер, Илья Эренбург, Самуил Маршак, Cергей Кирсанов и другие поэты. И на меня оно повлияло очень сильно, потому что я понял, что я или любой из моих близких тоже мог оказаться там в Бабьем Яру, а нам наш советский строй даже памятника не хочет поставить. И я был вместе с Евтушенко и против тех, кто его критикует.

Вот стих Самуила Маршака «Мой ответ Маркову»:

Жил в царское время известный герой.

По имени Марков, по кличке «второй».

Он в Думе скандалил, в газете писал.

Всю жизнь от евреев Россию спасал.

Народ стал хозяином русской земли,

От Марковых прежних Россию спасли.

И вдруг выступает сегодня в газете

Ещё один Марков по имени «третий».

Не мог он сдержаться - поэт не еврей,

Погибших евреев жалеет - «пигмей».

Поэта «врага» добьёт он ответом,

Обёрнутым в стих хулиганским кастетом.

Нет, это не вдруг! Знать жива в подворотне,

Слинявшая в серую «чёрная сотня».

Хотела бы снова подгнившая гнусь

Спасать от евреев несчастную Русь.

Знакомый подход! Символично и ярко

Подчёркнуто это фамилией Марков.

И Маркову «третьему» Марков «второй»

Кричит из могилы: «Спасибо, герой!»

Леонид Утесов написал стихи поэту:

…Ты прав, поэт, ты трижды прав,

С каких бы ни взглянуть позиций.

Да, за ударом был удар,

Погромы, Гитлер, Бабий Яр

И муки разных инквизиций.

Вот ты взглянул на Бабий Яр,

И не сдержавши возмущенья,

Ты, русский, всех людей любя,

В еврея превратил себя,

Призвав свое воображенье…

…Твердит тупой антисемит:

«Во всем виновен только жид».

«Нет хлеба - жид». «Нет счастья - жид».

И что он глуп, виновен жид,

Так тупость голову кружит…

Отбросив совесть, стыд и честь,

Не знает в мыслях поворотов.

Ему давно пора учесть,

Что антисемитизм - есть

Социализм идиотов…

…Любя страну, людей любя,

Ты стал нам всем родной и близкий.

За это славлю я тебя,

И возношу тебя, любя, -

Поэт и Гражданин Российский.

(написано в 20-х числах сентября 1961 года)

Не могу не привести полностью стихотворения Константина Симонова, потому что я готов подписаться под каждой его строчкой:

Две разных вырезки из двух газет.

Нельзя смолчать и не ответить. Нет!

Над Бабьим яром, страшною могилой,

Стоял поэт. Он головой поник.

Затем в стихах со страстностью и силой

Сказал о том, что пережил в тот миг.

И вот другой берётся за чернила.

Над пылкой фразой желчный взгляд разлит.

В стихах есть тоже пафос, страстность, сила.

Летят слова: "пигмей","космополит".

Что вас взбесило? То, что Евтушенко

Так ужаснул кровавый Бабий яр?

А разве в вас фашистские застенки

Не вызывали ярости пожар?

Или погромщик с водкою и луком

Дороже вам страданий Анны Франк?

Иль неприязнь к невинным узким брюкам

Затмила память страшных жгучих ран?

Прикрывшись скорбью о парнях убитых,

О миллионах жертв былой войны,

Вы замолчали роль антисемитов,

Чудовищную долю их вины.

Да, парни русские герои были,

И правда, что им метрики - листок.

Но вы бы, Марков, метрики спросили -

Так и читаю это между строк.

И потому убитых вы не троньте -

Им не стерпеть фальшивых громких слов.

Среди голов, положенных на фронте,

Немало и еврейских есть голов.

Над Бабьим яром памятников нету,

И людям непонятно - почему.

Иль мало жертв зарыто в месте этом?

Кто объяснит и сердцу, и уму?

А с Евтушенко - каждый честный скажет:

Интернационал пусть прогремит,

Когда костьми поглубже в землю ляжет

Последний на земле антисемит.

Мне кажется, что в результате «критики» и сам Евтушенко понял суть нашей системы, лживой и грязной. Системы, в которой мы жили: Системой, где восхвалялась братская дружба народов СССР, в которой не оказалось места евреям.

Вот что впоследствии написал Евтушенко:

Как я веровал глупо и чисто,
                                         Но безжалостно, наповал
                                         Коммуниста-идеалиста
                                         Коммунизм во мне убивал.

Я устал от лакейской породы
                                         И махания кулаков
                                         "А з-за ск-колько ты Р-родину продал?"
                                         Так и дёргался Михалков.

Забавно, что на протяжении 20 лет после публикации «Бабьего яра» «обиженные» украинские партийно-советские руководители Украины не разрешали Евтушенко приезжать в Киев.

Никита Хрущев о Евгении Евтушенко

Поэма Евтушенко «Бабий Яр» стала событием не столько поэтическим, сколько общественно-политическим. Об этом свидетельствует пристальное внимание к этому произведению со стороны властей. Прежде всего, интерес представляет выступление Евтушенко на встрече с руководителями партии и правительства во главе с Н. Хрущевым в декабре 1962 года, сохраненный в хрониках самиздата (сост. Марк Барбакадзе). Тут необходимо напомнить, что мало кто осмеливался возражать этим руководителям, так как тогда это воспринималось, как «контрреволюция» и «антисоветизм». Поэтому для поэта, да еще такого молодого, этот разговор можно считать гражданским подвигом, донкихотством. Приведем фрагмент стенограммы этого заседания-встречи:

Евтушенко: Прежде всего, я хочу поблагодарить руководителей партии и правительства за любезно предоставленную возможность выступить здесь. Позвольте мне начать с одного, написанного мною не так давно стихотворения, которое я считаю очень актуальным (Читает две последние строфы из Бабьего Яра).

Хрущев: Тов. Евтушенко, это стихотворение здесь не к месту.

Евтушенко: Уважаемый Никита Сергеевич, я специально остановился на этом стихотворении, и вот с какой целью: мы все знаем, что никто не сделал больше Вас по ликвидации отрицательных последствий культа личности Сталина, и мы все очень благодарны Вам за это. Но остался один вопрос, который тоже является отрицательным последствием тех времен, до сих пор еще не решен, это вопрос об антисемитизме.

Хрущев: Это не вопрос.

Евтушенко: Это вопрос, Никита Сергеевич, этого нельзя отрицать, с этим приходится сталкиваться неоднократно. Это имеет место. Я сам был свидетелем таких вещей, причем это исходило от людей, занимающих официальные посты, и таким образом принимало официальный характер. Мы не можем идти к коммунизму с таким тяжелым грузом, как юдофобство. И здесь не поможет ни молчание, ни отрицание, вопрос должен быть решен, и мы надеемся, что он будет решен. На нас смотрит весь прогрессивный мир, и решение этого вопроса еще больше поднимет авторитет нашей страны. Под решением вопроса я имею в виду прекращение антисемитизма по всем линиям, с привлечением антисемитов к уголовной ответственности. Эта действенная мера даст возможность многим лицам еврейской национальности воспрянуть духом и приведет к еще большим успехам во всех областях коммунистического строительства…

А вот еще одно выступление Хрущева.

8 марта 1963 года Хрущев выступил с речью на встрече руководителей партии и правительства с деятелями искусства и литературы. Вот его слова:

В ЦК поступают письма, в которых высказывается беспокойство по поводу того, что в иных произведениях в извращенном виде изображается положение евреев в нашей стране…

В декабре на нашей встрече мы уже касались этого вопроса в связи со стихотворением «Бабий Яр»… За что критикуется это стихотворение? За то, что его автор не сумел правдиво показать и осудить фашистских преступников за совершенные ими массовые убийства в Бабьем Яру. В стихотворении дело изображено так, что жертвами фашистских злодеяний было только еврейское население, в то время как от гитлеровских палачей там погибло немало русских, украинцев и советских людей других национальностей…

У нас не существует «еврейского вопроса», а те, кто выдумывает его, поют с чужого голоса.

Продолжение следует

Алексей Марков, Валерий Косолапов, Евгений Евтушенко, Константин Симонов, Самуил Маршак, Леонид Утёсов, Бабий Яр

Previous post Next post
Up