Ошибки профориентации
***
летят сердца сплетаясь в танце
за ними почки печень мозг
мой друг патологоанатом
но по призванию жонглёр
В моей жизни случилась классическая рокировка, которая нередко происходит с представителями моей профессии. Из журналистов я переметнулась в лагерь специалистов по связям с общественностью или пиар-менеджеров, если вам угодно. Я и в те времена, когда трудилась на телевидении, с трудом объясняла родителям, чем занимаюсь на работе - и в будни, и в выходные, и долгими зимними вечерами, и в дальних командировках. Кому-то иногда казалось, что две-три минуты сюжета в эфире вечернего выпуск новостей - это не повод работать целый день. А теперь и вовсе не знаю, как объяснить - что же я ежедневно делаю по восемь часов на работе?
Знакомые на семейных застольях ставят меня в тупик этим вопросом, а я их - своим ответом. Или в двух словах не формулируется, или эти два слова им ни о чем не говорят. Моя любовь к информационным процессам вызывает легкое недоумение в сердцах слушателей. Тогда вступается папа и объясняет мне, себе, и другим это очень просто: «Ну, вот это как Песков при Путине, так и дочь моя при своей организации». Я пару раз бралась было объяснять, что вообще-то есть существенные различия между мной и Песковым. Но сравнение всех устраивало, все довольно кивают папе и теряют ко мне интерес. Иди, играй девочка с другими детьми, говорят мне взрослые и продолжают чокаться бокалами и ковыряться в салатах. Не расклеивает объявления эскорт - услуг по подъездам, не фриланстерствует, декретные в перспективе получит, и то хорошо. Главные критерии для родителей - чтоб соцпакет, чтоб бюджет, чтоб стабильность. Это верх профессионального счастья. Понимаю причины их позиции, не могу не согласиться - это замечательно. Но, кажется, должно быть что-то еще в профессиональной жизнь человека?
И я остаюсь одна посреди огромного поля, вопрошая небеса - кто я и где я на карте своей профессиональной жизни?
Как же просто было все в седьмом классе! Именно тогда я поняла, что кроме письма, чтения и некоторых параграфов по истории, меня больше ничего в этой жизни не интересует. Остальное я компенсировала активной общественной и организационной деятельностью. И поняла, что с этим набором мне одна дорога - в журналистику. Тут же нашла курсы, обучилась и уже в седьмом классе в моей жизни появились синхроны, лайфы, стендапы и прочие ТВ-термины. Параллельно я продолжала учить правила русского языка и не напрягаться на ниве точных наук. Зачем? Судьба моя предопределена. Родители, кажется, согласились с четко ограниченным кругом моих способностей. Так я и вышла в мир законченным гуманитарием с аллергией на цифры и рутину.
Шли годы, и я нисколько не сомневалась, что я молодец, я быстро распознала свое жизненное предназначение. Пока не побывала однажды на встрече выпускников. Наша гениальная учительница математики советской закалки (в самом лучшем смысле этого выражения) вдруг увидев меня в дверях кабинета, который сразу вызывает у меня страшный зуд и нервный тик, начала петь дифирамбы в мою честь. Оказалось, что я была гением математики. До седьмого класса. Я гениально, практически литературно защищала теоремы по геометрии. Но что-то вышло из-под контроля, и я пошла по наклонной, покатилась к гуманитарным отбросам общества.
Шли месяцы, и это открытие не давало мне покоя. Значит, кто-то где-то со мной не доработал в детстве, не допрофориентировал. У меня пару раз не получилось и мне разрешили не мучиться, объяснив это складом наших родовых умений, наследством. Конечно, это так инфантильно перекладывать ответственность за свою судьбу на плечи воспитывавших меня взрослых. Но ремня мне не хватило, это факт. Я смирилась с тем, что не склонна к точным наукам, причем не без удовольствия. И зря.А потом в моей жизни случился лингвистический анализ публицистического текста! Я с удивлением открывала для себя математику русского языка, математику построения текста. Я увидела - слова работают и складываются в предложения не по правилам русского языка, а по математическим формулам. Позже я пыталась вернуться к лингвистике в магистратуре, но семейной работающей женщине уже иногда приходится расставлять приоритеты - готовый ужин и постиранные детские колготки или формулы лингвистических моделей.
Я стала замечать - ё-маё! - да математика действительно царица всех наук. Все подчиняется ее законам, даже то, что может показаться на первый взгляд хаотичным и лишенным всякой структуры. Писать творческий текст лучше всего по схеме и четко составленному плану. И, как правило, в заказной статье важны не столько стилистические находки, сколько допустимое количество знаков и соблюденный дедлайн.
Все стороны, в которых мне сегодня хочется развиваться связаны с математикой. Интернет-процессами и компьютерными программами хочется уметь управлять самостоятельно. Это экономит кучу средств, а еще это интересно - видеть как из формул и хэштегов рождается готовый творческий продукт. Фотокамера, фотошоп и монтажные программы тоже требуют определенной технической подготовки, а итог - потрясающий творческий продукт. Да что далеко ходить - чтобы в ЖЖ зарегистрироваться и разобраться тут во всем, вообще нужно быть, Лобачевским, не меньше.
И я с сожалением думаю, что момент упущен. Конечно, сегодня существует масса способов получать знания вне привычного формата ВУЗа. Но теперь мне кажется, что журналистику вполне себе можно было освоить и без специального образования. А вот инженером бизнес-интернет-проектов или специалистом по финансам я так сходу по бесплатным онлайн-курсам не стану.
С другой стороны легко так раскидываться собственными умениями и обесценивать их. Так-то почти десять лет в журналистике сопровождались шишками, слезами, адским трудом и бесконечным стрессом. Ввязаться в такое, наверное, может только молодой и безбашенный гуманитарий, устойчивый к ударам судьбы в виде звонков редактора в выходной день. Передо мной прошли десятки практикантов, в ужасе сбежавших с телевидения. Эти годы выработали во мне умение оперативно втягиваться и разбираться абсолютно в любой теме, подстраиваться под самые разные настроения героев съемок и разные обстоятельства этих съемок. Тоже, как говорится, не хухры-мухры. Просто перемололось, забылось и вспоминается только самое интересное, веселое и успешное.
Жизнь умнее нас. Наверное, если суждено мне еще раз пройти свои уроки по математике, они от меня не уйдут. Так и сегодня на работе у меня все меньше творческих задач в привычном понимании этого слова. Мне кажется ставить знак равно между творческий и гуманитарий - это совсем неправильно. Творческая работа порой требует математического подхода, а строгая и рациональная деятельность не лишена творчества. Изобрести гениальную схему разруливания кризисных ситуаций на работе - требует творчества, умение вести переговоры - недюжинного артистизма и чтобы никто не подкопался, не сказал «не верю». Словом, набор технических навыков у всех профессий разный, но законы профессиональной жизни одинаковы для всех, все мы подчиняемся одним и тем же условным административным правилам. И не знаю, как объяснить это маме с папой, но пока я могу складывать слова в предложения и публиковать их на любом законопослушном ресурсе, место работы значения не имеет. Я с одинаковым удовольствием писала и для телевидения, и для мужского журнала, и для издания о недвижимости, и в живой журнал. Однажды разобралась до последнего винтика в устройстве электростанции, а сегодня препарирую медицинскую информацию, чтобы перевести ее на язык обывателя и пишу рецензии на книги. Да что там говорить, я даже под мужским псевдонимом вела рубрику об этапах строительства дома. Не важна тема, важно любить складывать слова в предложения. Никаких фокусов, никакого поиска вдохновения и творческих кризисов. Чистая математика, и чистое удовольствие от процесса.