Мне нравится в разных городах и странах попадать на какие-то местно-значимые и чтимые мероприятия, камерные, небольшого масштаба, но позволяющие ухватить какую-то ниточку национального характера. В Италии это были фестивали-сагры. В Болгарии - фольклорный концерт на открытом воздухе, для своих, с минимумом иностранцев. А вот в Нью-Йорке мы случайно попали в музей Метрополитен в сочельник, 24 декабря, когда там зажигают свечи на елке, украшенной ангелами и фигурками из коллекции Лоретты Хайнс Говард.
Но на самом деле, это неправильная картинка. На ней не видно всей грандиозности ели, торжественности ее убранства и всей сладкой барочной пышности. И если барокко само по себе оно такое "чересчур", то на елке ему самое место. Ощущения - как от сказок Гофмана, - что пробежит ящерка, и все оживет...
Эти фигуры создавались для украшения вертепов. Это Святое семейство и ангелы, волхвы, пастухи, пришедшие поклонится родившемуся Спасителю. В итальянской традиции принято также изображать и обычных людей, занятых обыденным трудом: пекарей, ремесленников, кузнецов, торговцев, горожан и крестьян, их утварь и снедь, быт и дом. Происхождение такой традиции приписывают св. Франциску Ассизскому.
Вершиной этой миниатюрной скульптуры по сложности и художественному замыслу считаются работы неаполитанских мастеров. Неаполитанские семьи приглашали профессиональных режиссеров принять участие в разработке декораций и героев и в их расстановке.
Авторы скульптур, которые начала собирать Л.Х. Говард - глава школы неаполитанского барокко Джузеппе Саммартино и его ученики Сальваторе ди Франко, Джузеппе Гори, Франческо Вива. Все скульптуры созданы в XVIII веке.
Высота скульптур - от 6 до 20 дюймов. У них подвижные тела, лица раскрашены, а одежда сшита из настоящих тканей и украшена вышивкой. Некоторые аксессуары - ятаганы, кинжалы, курильницы - позолочены.
Скульптурная группа, изображающая Святое семейство, создана Ф. Вива. Она долгое время принадлежала семье книгоиздателей Торрес, ею восхищался еще Гете.
Собирать фигурки Л. Х. Говард начала в 1925 году. Впервые ее коллекция была выставлена в Метрополитен-музее в 1957 году, а с 1964 года установилась традиция устанавливать в Зале средневековой скульптуры и украшать этими фигурками семиметровую ель. В 1964 году их было более 200, а сейчас - 350.
50 ангелов и херувимов словно в вихре кружат вокруг ели, спускаясь к яслям, чтобы увидеть Младенца, и воспаряя, чтобы радостно славить его.
Пополнением коллекции после смерти Лоретты занимаются ее дочь Линн Говард и внучка - Эндриа Селбау Росси. Они продолжают разыскивать по всему миру другие работы мастерской Саммартино. Общий дизайн композиции создает Эндриа, она - художник по образованию. Говорят, что дизайн панорамы никогда не повторяется.
В Холле во время работы выставки включают записи рождественских хоралов.
Гости музея приводят детей, да и сами, как дети, радостно приплясывают вокруг сказочного дерева, разглядывая миниатюрные стада, караван волхвов, милые подробности жанровых сценок, и, закидывая голову, любуются сонмом ангелов над головой.
Факты и иллюстрации: сайт
Metropolitan Museum of Art Существует также книга издательства Harry N. Abrams, Inc. с иллюстрациями, которые сделал Elliott Erwill.
Источник:
Flikr