Оригинал взят у
soulim в
Ладожское озеро, Дорога жизни, Осиновец.В сентябре, в один из дней, когда в Петербурге вспоминали о начале блокады 70 лет назад, я съездил на Ладожское озеро. Там на побережье в поселке Осиновец расположен музей Дороги жизни. Этот музей - филиал Центрального военно-морского музея, и, как говорит его директор, является самым посещаемым музеем Ленинградской области.
У станции Ладожское озеро, куда я приехал на электричке с Финляндского вокзала, стоит мемориальный паровоз ЭШ-4375. В годы войны такие машины возили грузы и пассажиров до Ладожского озера. На его борту девиз: «Все для фронта, все для победы!».
На мемориальной доске «эшки», как ласково называли этот паровоз железнодорожники, написано: «На этом паровозе в период 1941-1942 гг., комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе: старшего машиниста Василия Елисеева, помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловесных составов с 2 миллионами тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на "Дороге жизни"».
Вдоль железнодорожного пути от Петербурга до станции установлены памятные километровые столбы, один из них - на переднем плане.
Дорога жизни - во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально - Военно-автомобильная дорога № 101). Во время Великой Отечественной войны носила название "Дорога смерти".
Оригинальное здание вокзала станции Ладожское озеро. В этом же здании находится музей, посвященный, естественно, Дороге жизни.
Его посещение я оставил до следующего раза, поскольку о нем узнал незадолго перед отправлением обратной электрички на Петербург.
Немного пройдя по дороге за зданием вокзала, я дошёл до Ладожского озера.
Ладога поражает своими размерами. Вода до самого горизонта, даже не верится, что это озеро, кажется что стоишь на берегу моря.
Ладожское озеро - одно из крупнейших озер европы, его протяженность с севера на юг 207 км, а с запада на восток 136 км, средняя глубина 51 м.
Ещё говорят, что Ладожское озеро имеет тяжёлый нрав - погода может измениться очень быстро, и небольшая рябь может смениться сильным волнением. Так в сентябре 1941 года шторм разбил в этой части побережья десятки барж и погубил свыше тысячи человек.
Зимой из-за сильных ветров на поверхности озера не бывает ровного льда, происходит подвижка льда и образуются торосы. Это усложняло строительство Дороги и перевозку грузов по льду.
Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на Большую землю. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города осталась Ладога. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже в сентябре началась первая навигация по Ладожскому озеру. С большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда - в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. 12 сентября сюда первыми прибыли две баржи, гружёные 626 т зерна и 116 т муки. Именно эта дата и считается началом Дороги жизни. Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия и эвакуировано около 33 500 ленинградцев.
Вход в музей.
На площадке возле музея множество экспонатов.
Военно-транспортный самолет Ли-2. Именно этот Ли-2 Александр Рогожкин снял в фильме «Перегон».
На подобных самолётах в блокаду доставляли продовольствие и медикаменты в Ленинград.
17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 т муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. 22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (более известные как «полуторки») под командованием капитана В. А. Порчунова. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т. различных грузов, в том числе 262 419 т. продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены с 25 декабря: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 грамм, а служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм.
Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях 1 099 500 т. различных грузов, из них в блокадный Лениград - более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Из города на Большую землю было вывезено около 540 тыс. человек, в том числе более 448 тыс. эвакуированных жителей. Также для пополнения Ленинградского фронта было переброшено около 290 тыс. солдат и офицеров. В 1942 году по дну Ладожского озера был проложены трубопровод для снабжения горючим и кабель, по которому в Ленинград шла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС.
С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс. т. различных грузов, в том числе свыше 100 тыс. т. продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек.
На таких конных обозах и производилась разведка ледовой трассы.
Памятник воинским частям, защищавшим Дорогу жизни.
Башня от Т-34.
Множество зенитных, корабельных и полевых орудий.
Светящийся буй Железница. Буй выставлялся на водную трассу у банки Железница. В дни войны являлся основной точкой для ориентации при плавании.
Самоходный десантный двухтрюмный тендер. Грузоподъемность 25 тонн, скорость хода 5 узлов. Строились в условиях блокады, оттого имеют простые угловатые формы. На них устанавливались двигатели от ЗиС-5.
Буксирный пароход Ижорец 8. В сентябре 1941 г. с боеприпасами и продовольствием прибыл в порт Осиновец. За первую навигацию перевёз большое количество различных грузов. После войны пароход был отремонтирован, плавал на Белом озере, а в 1976г. из Белозерска приведен в Осиновец и поставлен на вечную стоянку в музее.
Морской охотник МО-215.
Это были быстроходные суда (могли развивать скорость даже до 50-ти км/ч), они производили различные операции, высаживали и забирали разведчиков на оккупированной территории.
Полуторка, поднятая со дна Ладожского озера.
За первые 2 недели ледовой дороги под лед ушло 157 авто. Водители ездили с открытыми дверями, чтобы успеть покинуть кабину, если машина начнёт проваливаться под лёд. Но всё равно гибли часто.
За две блокадные зимы более 1100 штук машин ушло под лёд - каждая четвертая.
Лампочки в стоп-сигналах остались целыми.
Фрагмент от ещё одного грузовика.
Это вроде фрагменты штурмовика Ил-2.
Бронеплита. Неужели это следы от пуль?
Здание музея. Внутри - экспозиция из пяти залов, посвященная истории создания и работы героической военной коммуникации, обеспечивавшей жизнь и связь блокированного Ленинграда со страной с конца ноября 1941 года до 30 марта 1943 года. Экспозиции расположены в хронологическом порядке.
45-ти мм пушка на корабельной тумбе ,120-мм миномет, счетверенный пулемет Максим.
Электричества в музее не было и подсветка стендов не работала. Судя по всему здесь проблемы с электричеством не так и редки.
На автобусе привезли блокадников на экскурсию.
Экскурсию проводит директор музея Войцеховский А. Б.. Рассказывает интересно.
В музее можно купить диск с фильмом, где директор также проводит экскурсию по музею, рассказывает интересные факты о строительстве и функционировании Дороги Жизни. В фильм также включены редкие кадры хроники.
Так, например, узнал, что был проложен по дну озера трубопровод, по которому в осажденный Ленинград перекачивалось топливо и различные нефтепродукты. Практически прообраз Нордстрима.
Также был проложен электрокабель.
Или как летом переправляли пустые железнодорожные цистерны вплавь на большую землю.
Труба артиллерийского дальномера, ствол одной из трех 100 мм пушек, подорванной немцами и рулевое колесо с тральщика .
Схема Дороги Жизни.
Неподалеку есть ещё одна достопримечательность. Осиновецкий маяк, заложенный в 1905 году, - второй по высоте на Ладоге (после Стороженского): 70 м от основания до верха, 74 м от огня до уровня моря, а видно его свет за 40 км. Маяк действующий, 366 ступеней ведут к 500-ваттной лампе, которая с апреля по ноябрь в темное время суток загорается каждые четыре секунды.
Ссылки
Боевые действия КАЦентральный военно-морской музей