Русские народные праздники. Масленица.
Подготовила Потвора
Источник: Сахаров И.П. Сказания русского народа. - М.: Терра,1997. - С. 289-294.
Масляница
(написание Сахарова - П.)
Русский народ свою масляницу величает: честная маслянuца - шuрокая маслянuца -веселая маслянuца. В наших церковных книгах масляница называется: сырною неделей.
Все дни масляной недели имеют свои особенные названия: встреча - понедельник, заuгрышu - вторник, лакомка - среда, разгул, перелом, шuрокuй четверг - четверток, тещuны вечеркu - пятница, золовкuны посuделкu - суббота, проводы, прощанья, целовнuк, nрощеный день - воскресенье.
На первый день масляницы наш народ справляет встречу честной маслянuцы, шuрокой боярынu. Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Здесь они, устроивши горы, скороговоркою причитывают: «Звал, позывал честной семик широкую масляницу к себе в гости во двор. Душа-ль ты моя, масляница, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться. Уж ты ль, моя масляница, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трех - материна дочка, кеточка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная масляница, широкая боярыня на семидесяти семи конях козырных, во широкой лодочке, во велик город: пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу маслянице выезжал честной семик на салазочках, в одних протяночках без лапоток Приезжала честная масляница, широкая боярыня, к семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то семик бьет челом на салазочках, в одних протяночках, без лапоток. Как и тут ли честная масляница на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол к зелену вину. Как и она-ль, честная масляница, душой потешалася, умом повеселялася, речью наслаждалася».
После этой встречи дети сбегают с гор и кричат: «Приехала мacляница! Приехала масляница!» Встреча оканчивается кулачным боем. В некоторых местах мне случалось видеть, как дети приготовляли утром соломенную куклу-масляницу. На масляницу надевали кафтан и шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти. Эту масляницу-куклу на салазках ввозили на гору с причитанием встречи. Неизвестно, когда и кем позывание масляницы перенесено было на лубочные картинки. I
Наш степенный народ, люди зажиточные, встречу масляницы начинали посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу с матерью, а вечером сами приходили к сватам в гости. Здесь за круговой чашей условливались: когда и где проводить время? кого звать в гости? когда кататься по улицам?
К первому дню масляницы устраиваются общественные горы, качели, вислые и круглые, балаганы для скоморохов (паяцев и комедиантов), столы с сладимыми яствами: здесь народ торговый сбирает дань с праздности и лени; здесь копейка ставится на ребро. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств - значило в старину: жить в горькой беде, и то при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног. В старину москвичи масляницу справляли у Красных ворот. Здесь Петр Великий открывал масляницу с понедельника и качался на качелях с офицерами.
Богатые люди с понедельника начинают печь блины, а бедные с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопшим. В степных селениях первый блин кладут на слуховое окошко для душ родительских. Старухи, кладя блин на это окно, приговаривают: «Честные наши родители! вот для вашей душки блинок». Прежде печения блинов наши женщины-стряпухи изготовляют опару с особенными обрядами. Одни опару готовят из снега на дворе, когда взойдет месяц. Здесь они причитывают: «Месяц, ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на onaру». Они остаются в полной уверенности, что месяц выглядывает из окошка и дует на опару. От этого будто блины бывают: белые, рыхлые. Другие выходят вечером готовить опару на речки, колодези и озера, когда появятся звезды. Приготовление первой опары содержитcя в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводит на хозяйку тоску в продолжение всей недели. Где нет свекра и свекрови, где молодые встречают первую масляницу, тещи приходят к зятьям в дом учить их дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали заранee таких гостей поучить уму-разуму. Это призвание считалось нашими бабушками за великую честь; о нем говорили все соседи и родныe. Званая теща обязана была прислать с вечера весь блинной снаряд: таган, сковороды, дежники, половник и кадку, в чем ставить блuны. Тесть присылал мешок манной гречневой муки и коровьего масла. Неуважение зятя к сему обычаю считалось бесчестием и обидой и поселяло вечную вражду между тещей и зятем.
На заuгрышu с утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братцы устраивали горы для сестриц среди двора. Матушки посылали позываток звать по родным и знакомым дочек и сынков с наказом: у нас де горыI готовы и блины испечены - просим жаловать. Позываток встречали с почетом и приветом, угощали вином и блинами и отпускали с наказом «кланяться хозяину и хозяйке с детками, со всеми домочадцами; а деток своих пришлем к вечеру». Отказ всегда объявлялся условленным, общим выражением: «У нас де состроены у самих горы и прошены гости». Соседи толковали такие отказы ,по-своему: «Здесь де начинается разлад и дочку прочат за другого». Гостей принимали с встречами у ворот, крыльца и образной. После нескольких угощений гостей отпускали потешиться на горы. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. Нянюшки, матушки, бабушки все это знают; с ними встарь тоже бывало; теперь они радуются на веселости своих деток, воображая их будущее счастье.
На лакомкu, в среду, тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. В Туле тещи для зятя пекут еще блuнцы, оладьu и творожнuчкu. В Нерехте бывает съезд из деревень девиц, молодых и пожилых, где они, в праздничных платьях, катаются отдельно от мужчин. Насмешливый русский народ составил несколько песен о заботливости тещи при угощении зятя. Эти песни вечером поют холостые, с разными олицетворениями. Здесь наряженный медведь играет разные фарсы: «как теща про зятя блины пекла - как у тещи головушка болит - как зять-то удаль теще спасибо казал».
В шuрокuй четверг начинается масляничный разгул: катанье по улицам, разные обряды и кулачные бои.
В Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском и Владимире возят по улицам мужика. Для поезда выбирают огромные сани, утверждают в средине столб, на столбе привязывают колесо, на колесо сажают мужика с вином и калачами. За этими санями тянется поезд с народом, который поет и играет. В старину в Зарайске возили на санях дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками, в сопровождении народа. В Архангельске прежде мясники возили быка по городу на огромных санях, к которым прицеплялся поезд с народом.
В Ярославле с четверга начинают колядовщики петь Коляду. Там фабричные ходят по домам с бубнами, рожками и балалайками для поздравления с праздником: «Прикажи, сударь-хозяин, Коляду пропеть». За колядские песни колядовщиков угощают пивом и награждают -деньгами. В Сольвычегодске на мирскую складчину варят пиво. Братчина, разгульный народ, сходится в назначенное место пить пиво и петь песни. В Сибири масляница возится на нескольких санях, на которых устраивается корабль с парусами и снастями. Здесь усаживаются люди, медведь и честная Масляница. Сани, запряженные в 20 лошадей, возят Масляницу по улицам в сопровождении поезда песенников и шутов. Кулачные бои начинаются с утра и продолжаются до вечера. Сначала начинают бои сам на сам, один на один, а потом уже стена на стену. В кулачных боях прежде принимали участие все возрасты; но ныне они находят редких поборников и только одни мальчики напоминают о старых потехах.
В ХVПI столетии Москва видела три царственных увеселения на маслянице. В 1722 году, после Нейштадтского мира, Великий Петр снарядил масляничный поезд из Всесвятского села через Тверские ворота прямо в Кремль. Празднество продолжалось четыре дня. Императрица Елизавета Петровна открывала масляницу в селе Покровском. Императрица Екатерина II, после своей коронации, справляла на маслянице трехдневный маскарад на городских улицах.
На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднею к обеду, или запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом, утром, присылать нарядных зватых. Чем более бывало зватых тем теще, более оказывалось почести. Дружко или сват приглашались к таким нарядным позывам и за свои хлопоты с обеих сторон получали подарки.
На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.
B Тульской, Пензенской и Симбирской губерниях в субботу дети строят на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами. После своей работы они разделяются, на две стороны, одна принимает на себя охранять городок, другая должна отбоем занять его. Охранители вооружаются метлами и помелами, а храбрецы палками. Когда порядятся взять городок, тогда вдруг нападают на охранителей, и после битвы врываются в ворота и разрушают городок. В этой игре принимают участие и взрослые. Тогда храбрецIы садятся на лошадей, и конные нападают на городок. После взятия городка взрослые воеводу купают в проруби. После сего начинается всеобщее угощение и с песнями возвращаются по домам.
Проводы масляницы и прощание отправляются на Руси с разными обрядами.
Проводы честной масляницы в Симбирской, Саратовской и Пензенской губерниях состояли в поезде по городу и селам. Для поезда сколачивали несколько дровень и саней. В средние дровни ставили большой столб, на него клали колесо, на колесо сажали мужика, опытного в разных забавах и причитаниях. Вместо лошадей запрягали разукрашенных людей. Такой поезд разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг него пели, играли и плясали скоморохи и колоброды, приходившие из деревень забавляться с городскими весельчаками. Прощальный поезд в Ярославле называется околка, в Нерехте обоз, в Туле круг и конец. В Нерехте на проводах сожигают Масляницу. Вечером, после всех гуляний и забав, выходит молодой народ, мужчины, женщины, девицы и дети, из своих дворов с соломою. При пении песен сожигается солома.
Прощание бывает с живыми и покойниками. В Туле и Зарайске выходят на кладбища утром и на могилах просят прощения у покойников. С кладбищ заходят прощаться к священникам. В Нерехте сей обряд отправляется вечером.
Новобрачные ездят по своим родным отдаривать тестя с тещею, сватов и дружек за свадебные подарки. Здесь, кроме подарков, приносились и пряники, испещренные узорами и надписями: Кого люблю, того дарю.- От милого подарок дороже золота.- Чин чина почитай, и подарок не забывай.- Милости просим нашей хлеба-соли.- За все благости наше низкое челобитьице. Тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки считались у наших отцов дорогими подарками.
На прощеный день ездят отдаривать кума с кумой. За ризки и зубок привозят соответственные подарки равным по состоянию, щедрые бедным. И здесь пряники составляют необходимую принадлежность. В деревнях самый почетный подарок для кума состоит из полотенца, для кумы из бруска мыла.
Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощаться приходят родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые годы на прощанье приносили пряники. Прощаясь, говорили по обыкновению друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, перед сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения. После их приходили все находящиеся в услужении и справляли свое челобитье.
В ХVII столетии государи хаживали на прощанье к патриарху с боярами, окольничими и думными людьми. Патриарх угощал дорогих гостей медами и романеею (высококачественным вмном -П.) Маржерет, очевидец русской масляницы, описал только одно прощание. Неизвестный сочинитель книги Anhang von der Russischen oder Moskowitischen Religion («Дополнение к русской или московитской религии»), бывший в Москве, описал нашу масляницу с самой невыгодной стороны; выдумал, что будто патриарх хотел уничтожить этот праздник, но не успел и только сократил его на 8 дней, тогда как прежде он продолжался 14 дней; сравнивал нашу масляницу с итальянским карнавалом.
О русской маслянице между народом сохранились поговорки: Не житье, а масляница.- Не всегда коту масляница.- Масляница семь дней гуляет. - Милости просим к нам об маслянице с своим добром, с честным животом.- Сваталась Маланья на маслянице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масляница только ставит молодых на показ.- Пируй и гуляй, баба, на маслянице, а про пост вспоминай. - Выпили пиво об маслянице, а с похмелья ломало после радуницы.