Оштинский рубеж.

Jun 21, 2012 18:33



В районе реки Свирь финнам удалось форсировать реку и захватить плацдарм шириной до 100км и до 20 км в глубину на южном берегу Свири. Финнам осталось пройти около 125 км до Тихвина, взятого немцами 8 ноября. В этом случае замкнулось бы второе кольцо вокруг Ленинграда, и всякая связь, кроме воздушной, была бы потеряна.
За всю Великую Отечественную войну у финской армии была единственная возможность серьезно повлиять на ход боевых действий - это замкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда и тем самым добиться падения города, гибели Ленинградского фронта и Балтийского флота. Но финны потерпели стратегическое поражение на Свири.
В секретной директиве финского генерального штаба, предназначенной для проведения занятий с офицерами, разъяснялось, что линия по р. Свирь - Онежскому озеру и дальше по Беломорско-Балтийскому каналу очень хороша как линия обороны. И именно поэтому она не годится в качестве линии государственной границы, ибо перед этой линией обороны должна лежать дальше на восток полоса предполья протяженностью 150-180 километров…


Главные враги поиска - лесорубы. После них - хуже, чем после войны. Неоднократно уже попадались поисковикам всех мастей отдельные кости или черепа бойцов… Да и попробуй что найди, на такой территории.





Решив, что это хуже, чем обвинения в черном копательстве, мы решили провести разведку боем. Ранее, мы бывали в этих местах с Вологодским поисковым отрядом. Но решили пролезть поглубже и посмотреть как можно больше.

Родник Кьярда. Это, практически последний оплот цивилизации на нашей дороге. Ибо мы пошли на Ошту через наши севера.





Охотничья избушка - последний домик до п. Новостройка.



Масса красивейших озер по дороге.



Но даже в этой глуши попадается какая-то гадость. Прокололи колесо.



Фотоаппарат был не на готове, поэтому мишка получился «мутным». Убегающий медведь.



Снег на обочинах, хотя уже был май.



Вот и Вытегра



Заехали в шиномонтаж. Ибо там, куда мы собирались его уж точно мы бы не нашли. Ремонтируем колесо



В Вытегре еще можно встретить цыгана повозке.



Мясо мы думали без проблем приобрести в Вытегре и чуть-чуть не «попали». Ибо в преддверии 9-го Мая все запасались им для шашлыков. А в Вытегре, надо заметить, туристов немерянно.



Самый муторный участок дороги - это длиннющая улица Ленина в Палтоге и немного после Ошты. Позор дорожников! Уже видна черт знает, когда положенная лежневка.



Мы и УАЗки встретились. Юрка и Андрей ждали нас уже пять часов.



Оштинский мемориал. Тут мы и договорились встретится.



Немного не доехав до Подпорожья, мы ушли налево и запутавшись в старой карте, обогнув Оренженское озеро ушли на Великий Двор. Форелевые садки так и не увидели…
В принципе, как только местные понимают, что вам не нужна их рыба, они сразу же становятся весьма дружелюбны. Так что, сетки и удочки лучше прятать. Наконец, на озере Гонгеничи нам объяснили, куда нам надо. Но тут уже все устали настолько, что Юрка возмутился первым…
Все! Хочу пива и дальше не поеду!



Гонгеничи - озеро первой ночевки.



Красота!



Дома местных на другом берегу



Браконьеры на озере, ибо в мае с мотором нельзя!



Наша компашка встала лагерем и я, как обычно, готовлю ужин.



Темнеет на озере. Первой ночью, когда мы только улеглись на берегу озера, нам пришлось долго привыкать к канонаде, которая стоит до утра. Скорее всего, веселые лесорубы рвут в кострах найденные за день ВОПы. Причем, иногда весьма мощные.



УАЗки на ночлеге.



Вылезает луна



Вылезает и вылезает


Помните?
«В ночь с 5 на 6 мая 2012 года будет уникальная возможность для жителей земли наблюдать необычное полнолуние - суперлуние. Луна подойдет к Земле на минимальное расстояние, и, благодаря этому, будет больше и ярче».
Огромная луна



Лунная дорожка. Говорят, что где она кончается, там клад. Как и у радуги.



Утром рванули в дебри. Юркину УАЗку не догнать.



Такую попробуй, догони…





Я засадил свою на мосты…





Хороший коп всегда начинается с откапывания транспорта.



Вроде вылезает и моя. Попробовали все. Джек, лебёдку и УАЗку Юрки.



Должны пройти!



Но тут оборвался ремень… К сожалению, не на штанах…
Проклиная тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса не положил запасной ремень и много еще чего в багажник, мы бросили УАЗку под охраной Николаича, надеясь заодно на вечернюю уху…

Дальше - так! На броне.



Такие ручьи мешают проезду



Заросший берег озера



Каска на кустах - верная примета! Мы движемся в нужном направлении.



Вот он, рубеж…



От окопов и блиндажей уже мало что осталось.



Наши опасения подтвердились еще на подъезде к Оштинским рубежам. Склады выходят прямо на трассу.



Так выглядит нейтралка.



Ну, судя по кепке, тут уже стояли лагерем и не раз.



Разрытая могила…



Обувь красноармейцев…





Тут копай!



Ну, или тут…



Ага! Я же говорил! А ты гвоздь, гвоздь…



Третье озеро - Тивгозеро - оказалось разделением позиций. От него уже пошли пешком. Надоело пропиливать заваленную деревьями дорогу. Кстати, туристы, которых привозят к оконечности Гонгинского озера на лодках, были очень удивлены, увидев Юркину машину у своего лагеря. Говорят, на квадриках видали, а так - нет.



Финские блиндажи



Лопатки…



Ночевать вернулись к стоявшей УАЗке. Ухи не было. Хорошо, что УАЗка с Николаичем была на месте :)
На следующий день мне пришлось соображать, как сварганить из подручных средств ремень привода помпы и гены, чтобы вернуться домой с машиной, а не размещать объявление в интернете о продаже УАЗки «дешево, но самовывоз из леса». А вот ребята опять пошли на позиции. И им поперло…



В общем, не откопав ни одного бойца, ничего дельного не найдя, даже паршивой финки, но узнав диспозицию, мы стали возвращаться в деревню.

Местный житель, помог ремнем на УАЗку и провел экскурсию.



Вот такие находки в местных гаражах!



Совсем немного хорошего асфальта



Отворотка на р. Веранда. По этой дороге финские позиции с обеих сторон.



Река Веранда





На Петрозаводск. Очень хочется проскакать и по тем местам. Скоро попробуем.



Война здесь чувствуется до сих пор… Все, что осталось от деревень после войны…



Вот как это выглядело перед войной…



При подходе противника из заключенных, трудпоселенцев, вольных и подневольных рабочих и лесорубов спешно сформировали две стрелковые дивизии, по 15 тысяч штыков каждая: одну - в Подпорожье, другую - в районе Свирьстроя, у 2-й ГЭС. Но как только этот специфический контингент вышел из-за колючей проволоки, сразу же вышел и из повиновения начальству. Люди стали разбегаться по лесам и деревням, грабить поселки, многочисленные склады с продовольствием, водкой, мануфактурой. Многие прихватили и оружие.
Достаточно сказать, что всего 10 финских разведчиков, переодетых в красноармейскую форму, легко овладели стратегически важным железнодорожным мостом в Подпорожье и даже попытались захватить заодно и зенитную батарею, охранявшую мост. Но благодаря одному политруку, организовавшему сопротивление, зенитчики отбились и вывезли орудия. В огромный барачно-лагерный город, раскинувшийся на 30 километров по берегу, носящий теперь имя Подпорожье, финские части вступили сравнительно легко и захватили большую его часть. Лишь около часа продержался штаб дивизии в центре, в здании средней школы, после чего наши отступили на окраины, где держались до октября.
Земляную дамбу-перемычку строящейся ГЭС, возле которой селилось все руководство города, стройки и лагерей НКВД, стойко обороняла переброшенная сюда 3-я бригада морской пехоты, засевшая в железобетонных укреплениях Свирского укрепрайона. Штурмовать его, не имея достаточно танков и тяжелых орудий, финские войска не стали. Через перемычку отводились на южный берег реки отступавшие войска Олонецкой группы 7-й армии. После отвода на южный берег частей, сохранивших хоть какое-то управление и дисциплину, 3-я брмп по приказу оставила перемычку, не взорвав ее.
К.А. Мерецков, принявший 24 сентября 7-ю армию у проигравшего кампанию генерал-лейтенанта, Героя Советского Союза Ф.Д. Гореленко, вспоминал впоследствии, что на Волховском фронте и южнее Свири приходилось осенью 41-го применять такие меры по сбору, с позволения сказать, <окруженцев>: на перекрестках дорог развертывали специально доставленные самолетами полевые кухни, хочешь есть - возвращайся в строй: Вылавливали их довольно долго.
Когда враг перерезал уже все что можно, оставался один путь отступления - лесными тропами на Вологду. Большинство беженцев этот путь не сумело пройти, погибнув в дикой безлюдной осенней тайге или став жертвами дезертиров.
Финские войска частью сил повели наступление на север, на Петрозаводск, другой частью, переправившись у Подпорожья, к 21 сентября расширили плацдарм, двигаясь по южному левому берегу до Лодейного Поля и на восток до Вознесенья и Ошты. Они перерезали не только Кировскую дорогу, но и Новоархангельский и Староархангельский тракты, лишив тем самым 7-ю армию сообщения с Вологдой.
Силы финнов на подпорожском плацдарме насчитывали три пехотные дивизии (8-ю, 11-ю и 17-ю), 5-я финская и 163-я немецкая пехотные дивизии и 15-я пехотная бригада стояли у Лодейного Поля. Но сплошного фронта до Свири практически не было: только отдельные доты и дзоты на высотах, минные поля, колючая проволока и контрольная лыжня. Вся основная линия обороны, насыщенная войсками, строилась севернее Свири. Имелись у финнов и бронепоезда с артиллерией и минометами, курсировавшие по путям узкоколейки Вязостров - Северные Бараки.
В ночь с 9 на 10 апреля в наступление пошли 21-я сд, три морские бригады, 114-я сд, 272-я сд, 368-я сд. Поддерживали их лыжная и минометная бригады, два гаубичных артполка, отдельные лыжные разведбатальоны. В резерве находилась 314-я сд.
Хотя финны благодаря своей лыжной разведке, глубоко проникавшей в наши тылы, знали о готовящемся наступлении, тем не менее на участках моряков и сибиряков оно оказалось для гарнизонов дотов неожиданным - штурмовые группы вырезали их ножами и забросывали гранатами. Однако дальше все пошло далеко не по намеченным планам. Морские пехотинцы 69-й мсбр полковника А. Шевченко, наступавшие на главном направлении и занявшие гору Сюрьга (Лысая), оказались под уничтожающим минометным огнем противника и понесли большие потери. Были разбиты все рации, нарушилась связь, вражеские снайперы вывели из строя командиров, в том числе командира штурмового отряда А. Вахонина. Финские лыжники нанесли контр-удар и рассекли боевые порядки бригады. Краснофлотцы начали отступать.
Без лыж они погибли бы в снегах в своих черных бушлатах, если бы один из моряков, проявив флотскую смекалку, не стал бы подавать сигналы на 3-ю гаубичную батарею флажным семафором. На счастье командир батареи М. Гилев эти сигналы понимал, и корректируемые морским семафором орудия своим огнем остановили финнов. В общем, наступление бригад морской пехоты захлебнулось.
Успех поначалу имела и 114-я сд полковника Девятова, наступавшая к Свири, с тем чтобы форсировать ее в районе деревни Посад. Продвинувшись, сибиряки нанесли врагу большие потери и захватили трофеи: 8 орудий, 28 пулеметов, 153 автомата, 193 винтовки, 50 конных повозок. Однако затем противник, используя свое преимущество в мобильности, окружил дивизию.
Танковая рота бронебригады Лагуса, переброшенная из Петрозаводска для поддержки контрнаступления 17-й пехотной дивизии, в составе одного Т-34 (захваченного у Свирской ГЭС в сентябре) и 9 также трофейных танков Т-26, 19 - 20 апреля атаковала стык 536-го и 363-го полков 114-й дивизии. Сначала противник, продвигавшийся колонной по дороге, попал под огонь противотанкового орудий и потерял танк Т-26, выведя из строя одну нашу сорокапятку. На следующий день финский Т-34, неуязвимый для 45-мм пушек, съехав с дороги, нанес большие потери нашей стрелковой роте и был подорван командиром стрелковой роты лейтенантом Петром Улаховичем, бросившимся с гранатами под танк. Всего финны потеряли в этом бою от огня противотанковой батареи старшего лейтенанта Савелия Джигола два танка и еще два были подбиты гранатами, остальные отступили.
Дивизия сибиряков погибла, сражаясь в окружении несколько дней, почти целиком, потеряв 1888 человек погибшими, 845 пропавшими без вести, и 40 человек, по финским данным, попали в плен. К своим прорвалось не более сотни бойцов и командиров, в их числе 13 человек из 536-го и 32 человек из 363-го, несколько десятков из 763-го полков, а также остатки противотанкового дивизиона с двумя пушками. Вышли к своим и бойцы отдельных разведбатов, в начале операции закрепившиеся на берегу Свири. Сохранив свои рации, они своевременно получили приказ об отходе. Один разведбат сумел пройти даже по минному полю - накануне выпал снег и мины не сработали.
На левом фланге 21-я сд не добилась особых успехов, ограничившись в основном артобстрелами. Отряды 272-й сд, продвинувшись вперед, окружили противника, потом сами попали в окружение, образовался <слоеный пирог> без каких-то результатов. 368-я сд, самая правофланговая, наступавшая на Вознесенье, также никаких успехов не имела.
И только 23 апреля после двух недель кровопролитных боев командование отдало приказ о прекращении провалившейся операции. Ни словом о ней не упоминает в своих мемуарах Мерецков. После описания военных событий ноября 41-го у него идет такая строка: <А потом начались тяжелые бои:> И все!
Потери составили более 10 тысяч убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

Вот такой сувенирчик из «гвоздя», разоруженного, ессно!



Копанина, поиск, Победа!!!, Северные озера, русский север, копанина, Вологодский поисковый отряд, поисковики, природа, Вологодчина, война, прикольно

Previous post Next post
Up