Из кого состоит толпа? И о козлах-провокаторах

Jun 14, 2011 11:02

Опубликовано у viktor_ch Из кого состоит толпа? И о козлах-провокаторах
10-го июня мой френд по Живому Журналу откликнулся на сообщение об убийстве Буданова. В своём блоге он поместил его фото и подписал «Светлая Память!». У нас состоялся краткий диалог.

- У вас, видимо, есть достоверные данные, что Буданов невиновен в том, за что его судили.

- А у Вас есть данные о его виновности?

- А мне зачем? Я следствием по нему не занимаюсь, и не судебный я заседатель, где его дело слушается. Есть официальная версия. Чтобы подвергнуть её сомнению, нужны факты, опровергающие её. Вот я и хотел узнать: есть ли у вас такие факты и являются ли они достоверными? Я ведь тоже могу считать нашу судебную систему порочной, властный режим лживым и подлым. Но если подходить по такому принципу, что при подлом режиме продажные судьи судят только неправо, так надо вообще всех осужденных из тюрем и колоний выпустить. Я это к чему говорю? Если бороться с ложью, то нельзя это делать с помощью другой лжи.

- А что Вас собственно удивило в моем посте? Человек стал жертвой не правосудия, увы, а системы умиротворения Чечни. Если уж судить, то всех с обеих сторон. А то одни стали Героями страны, а кто-то попал в тюрьму. Уж тогда бы всех амнистировали... Что же до Юрия Буданова - то ни один его солдатик там не погиб. Заодно это его можно и должно уважать.

- Я не знаю, как он воевал и командовал, я там с ним не был. Как и вы тоже. Но, допустим, он отличный боевой командир - и что? Мало ли заслуженных людей совершают преступления? Они теперь неподсудны? С них все грехи автоматом сняты? А в вашем посте вы так и говорите: светлая память! Поэтому я вас и спросил: вы точно знаете о его невиновности по предъявленным ему обвинениям? Или вы ему по каким-то основаниям всё простили?

- Получается, что с кого-то грехи и сняты. Они теперь у руководства в Чечне. На счет того, что я ему что-то простил. А он мне ничего плохого не сделал. За что я его должен прощать?

- Это называется мешать мух с котлетами. Мало ли, где какая подлость? Чужая подлость разве кого-то обеляет в его личной подлости?

- Каждый останется при своем мнении. Я за светлую память, Вы против. Вот и всё.

Этого моего знакомого я уважаю за его прежнюю деятельность - был детским врачом, и за теперешнюю тоже, нужную и успешную. То есть - совершенно нормальный, порядочный по жизни человек. Но вот есть в нём то, что можно назвать «синдромом толпы», что ли. Не в том смысле этого термина, что обязательно физически в толпу собираться, а следовать психологии толпы - сотворение и назначение себе кумиров, объявление себя поклонниками этих кумиров, принятие предлагаемых символов и ритуалов, примыкание к популярным, простейшим идеям. Акцию «георгиевская ленточка» поддерживает безоговорочно, к 9-му мая сменил свою аватарку на что-то типа «Спасибо деду за Победу». К религии и к засилью поповства относится как к духовному возрождению России. Путинский «Народный фронт» считает возможностью собрать воедино здоровые силы общества. Противоречий в своей логике не видит. Высказывает сомнения в доказательствах вины Буданова, но говорит, что он не жертва правосудия. Говорит, что он стал жертвой «системы умиротворения Чечни», и в то же время считает, что один из основных инициаторов 2-й чеченской войны собирает в свой «фронт» какие-то «конструктивные силы». За время нашего знакомства у нас не было случая поговорить об отношении к Сталину, но по нашим разговорам по некоторым схожим темам могу предположить, что у него и к «вождю» благожелательное отношение.

Казалось бы - ну и что? Как говорит мой знакомый: вот такое у него своё мнение (кстати, тему о Буданове он удалил). Да, каждый вправе иметь своё мнение или придерживаться чьего-либо чужого. Только вот ведь дело в чём. Именно люди с «синдромом толпы», объединённые в массу, в стадо, являются опорой для подловатых властей и идеологов, адептов различных лживых идей. От лица этих людей писались передовицы в газеты во времена Большого Террора: «Смерть и только смерть заслужили они! Стереть дотла всю контрреволюционную нечисть! Смерть предателям!». Они так, видимо, и считали. Такие же последователи сталинской идеи считают сейчас так же, это у них надежда на «крепкую руку» и «ежовые рукавицы». Это из людей с «синдромом толпы» формируются «осуждамсы» и «одобрямсы». Это они восприимчивы к идеям радикального национализма, верят в какую-то исключительность именно своей нации. Это для таких людей нужно теперь построить дополнительно только лишь в Москве 200 или даже 600 «храмов пошаговой доступности». Это в расчёте на такую аудиторию попы говорят о «православном дресс-коде», о том, что неверующие в религиозных богов - потенциальные звери, о лесных пожарах и землетрясениях, как о каре за грехи наши, о Вечном огне на могиле Неизвестного солдата, как о языческом символе, несовместимом с христианством, публично заявляют о радости по поводу кончины нелюбимого ими человека. И получают от стада/паствы свой «одобрямс».

Лживые идеи - они разные, кому-то ближе одни, кому-то - другие. Но есть общее у людей с «синдромом толпы» - это отсутствие склонности к скептическому исследованию. А склонны они к восприятию упрощённых решений и идей, склонны к каким-либо уверованиям, легко становятся «массой», их легко сбить в единую толпу, направить в нужную сторону. Какая-то стадная, стайная психология

Этим и пользуются различные мессии, пастыри, вожди, «лидеры», «элита». Приведу пару зарисовок.

В наш город приезжал Ельцин, выступал перед людьми, выступление было организовано в оперном театре. В каком именно году это было, сейчас не помню - в начале 90-х, видимо это было связано с его предвыборной кампанией (имеется в виду - с первой). Мой товарищ был там по делам службы (отвечал за радиосвязь). Эта зарисовка с его слов. Около театра тьма народу, все жаждут видеть Спасителя - он же как мессия для народа тогда был (ещё были живы СССР, КПСС, КГБ, свежи в памяти сплошной дефицит, талоны на колбасу и на водку). Милиция с помощью переносных металлических ограждений организовала в толпе проход к подъезду театра, с немалым усилием сдерживала людей. Пожилая женщина, лет 70-ти, взявшись руками за перекладину ограждения, вместе со всеми скандирует: «Ельцин!! Ельцин!!!». По её щекам текут слёзы, она в каком-то трансе. Мой приятель рассказывает: «Вот тогда я реально, всем существом почувствовал слепую силу толпы. Это надо видеть со стороны, это страшно. Если бы кто сказал там хоть слово против Ельцина - его разорвали бы в клочья».

Вроде бы это обычные, в общем-то, люди. Но с «синдромом толпы». Я знаю многих из таких людей, проклинавших потом Ельцина, «развалившего» Советский Союз, проклинавших Чубайса, Гайдара, их реформы и аферы с ваучерами, тоскующих по социализму, уверенных в том, что империя Советский Союз прекратила своё существование лишь по чьей-то злой воле - Горбачёва, Ельцина, «пиндосов», и т.д.

Претензии у меня не к тем, кто в стаде, а кто впереди стада идёт. С идущими впереди властями и политиками всё ясно - власть не может быть не подлой, но это другая тема. Претензии у меня, в основном, к тем, кого мы «властителями дум» называем - к интеллигенции нашей.

Вот взять вопрос о клерикализации общества и его сознания. Где голос философов, психологов о том, что нельзя духовную часть жизни общества основывать на сказках и лжи? На идее, которая подлым и лукавым образом утверждает, что не принимающие её «уже осуждены, не увидят жизни, но гнев Божий пребывает на них», по фашистски делит людей на два сорта, объявляет человека первородно грешным, подчиняет его волю, объявляет рабом Господним, а в награду за это подчинение обещает выдуманные ею же блага загробной жизни. И где они, защитники прав человека, в том числе - прав ребёнка, несформировавшуюся ещё личность которого взрослые дяди подчиняют этой лживой идее? А творческая наша интеллигенция? Все уверовали вдруг, о «духовном» заговорили?

Но природу "синдрома толпы" нельзя сводить только к чему-то искусственно навязываемому. Я склонен относить её в большей степени к психологии и к способности к философскому мышлению тех, кто толпу составляет. Определяющим здесь является стремление к минимизации усилий, в данном случае - духовных и интеллектуальных. Принять какую-то поверхностную идею - это же проще, а если она поддерживается толпой, наиболее агрессивной частью общества - то так спокойнее, не требуется защищать свою позицию.

В завершение - вторая зарисовка, притча, пусть каждый усматривает в ней то, что посчитает нужным увидеть. Как-то, в перестроечные ещё времена, видел фильм, сделанный кинематографистами одной из среднеазиатских республик. Это не художественный фильм, да и не фильм даже - сюжет минут на десять.

Степь. Пасётся стадо овец. Подъезжают несколько пастухов на лошадях, с собаками, начинают перегонять стадо. Впереди виднеется дощатый забор. Овцы начинают проявлять беспокойство. Это скотобойня. Овцы инстинктивно чувствуют смертельную опасность, стадо готово в панике разбежаться по степи. И тут отработанный приём - пастухи выпускают в стадо козла. Умного козла, знающего своё дело. Козёл забегает впереди стада, становится вожаком. И начинает бег. Стадное чувство сильнее страха, бараны и овцы устремляются за козлом. Тот ускоряет свой бег. Бараны бегут всё быстрее, из-под копыт летят комья земли (я вам скажу, съёмка была сделана более чем отлично - камера каким-то образом неслась низко над землёй, чуть не задевая ноги последних баранов). А вот уже и забор, в нём есть длинный, узкий прогон. Стадо в виде единой массы несётся по прогону, с обеих сторон зажатое забором - ни в сторону некуда сунуться, ни назад повернуть уже невозможно - это же СТАДО. Виден конец прогона с открытыми настежь воротами. Козёл несётся впереди - стадо со всей возможной скоростью - за ним. За воротами - загон скотобойни. Это конец!.. Но вот видно - перед самыми воротами сбоку в заборе имеется небольшая калитка. Козёл резко поворачивает и вбегает в неё. Калитка тут же закрывается стоящим за ней пастухом. А всё стадо прямым ходом вбегает в загон. Ворота за ним закрываются...

P.S. Курсивом выделен текст, который пишется в ходе обсуждения этой темы.

национализм, алкоголизм, общество, антиклерикализм, политика, атеизм, религия

Previous post Next post
Up