РПЦ и другие традиционные религии должны получить возможности для полноценного служения в таких сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание детей и молодежи, решение социальных проблем и укрепление патриотического духа вооруженных сил, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с участниками Архиерейского собора РПЦ.
"Сохранять светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного примитивного понимания светскости", - сказал Путин. Ответом на потребность людей в нравственной опоре, в мудром духовном наставничестве и поддержке должны стать возможности доступа РПЦ и других традиционных религий к "полноценному служению в таких важнейших сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, решение социальных проблем, которых очень и очень много, укрепление патриотического духа вооруженных сил".
Глава государства отметил, что необходимо извлекать уроки из драматических событий начала ХХ века, "когда во многом именно с размывания духовных и национальных основ, настоящей травли РПЦ и других наших традиционных конфессий начиналось разрушение единой страны, ее срыв в революции и потрясения, братоубийственные конфликты и войны".
Разумеется, верить в исключительную роль православия в России никому не
возбраняется. Такой взгляд имеет право на существование, а люди, его
придерживающиеся, - на уважение. При соблюдении некоторых приличий,
разумеется, что не очень получается. Однако не меньше прав на существование
и уважение имеет и противоположный взгляд. Сомневающихся в том, что Господь
Бог и русский народ так уж любят наше православие, было немало даже до
Катастрофы 1917 года, а после нее их стало еще больше.
Почему она произошла? Кто за нее в ответе? Очень многие полагают, что
произошла она потому, что ее не сумела предотвратить РПЦ, а не столь многие
считают, что именно она вызвала Катастрофу и виновата в ней. И вина эта не
снята. Бессмысленно делать вид будто после 1988 г. воцарилось, как говаривал
один богоборец, "бла-а-лепие, да и только!" Да, после прекращения гонений за
веру религиозная ситуация в России резко изменилась. Однако Русская
православная церковь легко и быстро из гонимой превратилась в гонительницу.
Сейчас можно только восхвалять и благодарить РПЦ - совсем как КПСС в эпоху
безраздельного господства этой нечестивой партии. Даже постановления
архиерейских соборов стали изучать совсем как некогда постановления съездов
- или труды товарища И.В. Сталина о языкознании.
Президент подчеркнул, что он рассчитывает на продолжение партнерства с РПЦ в укреплении согласия в российском обществе, ее нравственного стержня. "При этом традиционные ценности, религиозные чувства верующих, также как права, свободы, достоинство людей, должны быть защищены и силой общественного мнения, и силой закона", - подчеркнул президент.
Пословица "Каков поп, таков и приход" может быть расширена до пределов
государственных. Ведь церковь отвечает за все, и прежде всего за моральное
состояние народа, которое у нас было и остается плачевным. Она - и никто
более - в ответе за усвоение таких нравственных норм, как "не кради", "не
лжесвидетельствуй", "не пожелай...", тем более - "не убий". И вот, по
миновении тысячи лет пребывания православия на Руси обнаруживается, что
заповеди эти совсем не усвоены. Она, напомним Розанова, слушала заповеди
Христа "полуоткрытым ухом", и ум ее так на них и не остановился. Тем более
не были они усвоены сердцем, не стали они нормами повседневной жизни.
Не было на Руси, как и ранее в Византии, обыкновения руководствоваться
ими: "... вся религия, писал В.С. Соловьев, - сводилась здесь исключительно
к правоверию и обрядовому благочестию, которые ни на кого никаких
нравственных обязанностей не налагали". И еще он же: "В московском
государстве, как прежде в Византии, религиозные и нравственные начала были
совсем исключены из области политических и социальных отношений" . А раз
исключены, то вся жизнь не могла не стать безнравственно. По слову другого
нашего мыслителя, Н.А. Бердяева, "...православие оказывается формой
христианства, не создавшей своей морали и не влиявшей на улучшение
социальной жизни".
Не только мыслители, находящиеся "под подозрением" у многих апологетов
нашего православия, были невысокого мнения о его нравственном потенциале.
Такой далеко не чуждый нашей официальной вере деятель, как К.П.
Победоносцев, ни во что не ставил этот потенциал и был весьма низкого мнения
об итогах без малого тысячелетия "неусыпного попечения" нашей церкви о
народной нравственности. Он полагал, что наша церковь не в состоянии
упорядочить жизнь в стране, это может сделать только власть, которой К.П.
Победоносцев и служил верно: "Россия, это - бесконечный мир разнообразий,
мир бесприютный и терпеливый, совершенно темный, а темноте этой блуждают
волки... дикое темное поле и среди него гуляет лихой человек... ничего в
России так не нужно, как власть; власть против этого лихого человека,
который может наделать бед в нашей темноте и голотьбе пустынной". Такие
вот печальные итоги...
Сколько бы ни говорили о духовном единении россиян, оно всегда в нашей
стране обеспечивалось силой. Не случайно из всех теорий о сути власти в
России пользуются наибольшим влиянием лишь те, которые сводят функции власти
к одной - насилию. Откровеннее всего об этом заявили большевики, что и
обеспечило им поддержку: "Молодцы! Самую суть ухватили!" Насилие и в самом
деле неотъемлемо от власти, но сама она к нему все же не сводится, нужны еще
"духовные скрепы". Их должно было обеспечить православие, но не обеспечило.
Его официальный вариант не мог удовлетворить духовные запросы народа, и он
искал этого удовлетворения вне казенного православия.
Он отметил усилия РПЦ по налаживанию плодотворного диалога в рамках межрелигиозного совета России.
"Для нашего общества, для нашей страны национальное согласие, межрелигиозная гармония - это без всякого преувеличения вопрос исторического значения", - добавил Путин.
По его словам, РПЦ сплачивает многомиллионный русский мир.
Одна из великих вин официальной церкви перед народом и страной
состоит в том, что она не позволила сложиться подлинному патриотизму. Любовь
к отечеству - чувство естественное, это нелюбовь к нему неестественна. Но
как в нашем православии взяло верх. противопоставление всем инаким и
непременная вражда с ними, так наш патриотизм по преимуществу определился
как ненависть к другим. И тем самым лишился положительного содержания. Наша
церковь, смысл своего существования видящая в противопоставлении другим
христианам, и от государства, и от народа требует противостоять другим
народам, другим странам. Со всеми обязательно разругаться, со всеми
обязательно перессориться - только так, иначе это предательство. Ненависть к
иным без всяких рассуждений - мерило привязанности как к нашей церкви, так и
к отечеству. Наш патриотизм - почти обязательно третьесортный патриотизм, он
же ура-, ложно-, псевдо- и т.д. патриотизм, он же квасной патриотизм, он же
национализм, он же шовинизм. Все-таки в уважающих себя странах патриотизм
отделяют от национализма и шовинизма, у нас же до этого не дошли. Хотя еще
С.Н. Булгаков (сам не безгрешный по этой части) знал, что национализм
убивает патриотизм.
Патриот у нас - это тот, кто умеет по=матерному крыть иностранцев,
инородцев, иноверцев - иного не нужно, да и не дано. Это началось давно, и
отмечено еще П.Я. Чаадаевым, испытывавшим "грусть при виде какой-то скрытой
злобы против всего нерусского, как будто нашу добрую, терпимую, милосердную
Россию нельзя любить, не ненавидев прочего создания" /89/. Заметим, что
доброта, терпение и милосердие были свойственны далеко не всей России.
Особенно силен в нашем патриотизме антисемитизм. Это неудивительно, ибо
он тесно связан с православием, которое передало ему все свои пороки.
Ненависть к евреям проникла очень глубоко, куда глубже, чем иногда пытаются
изобразить.