Некоторое время назад, мой френд
v_sidorov, в одной своей публикации поднял тему о наличии «христианского шариата» в среде русского старообрядческого движения. В публикации затронуты были вопросы ритуальной чистоты.
Я же хочу продолжить эту тему, рассмотрением неких совпадений в совершении молитвы у старообрядцев и мусульман. Прошу строго не судить, и простить за возможные фактологические несоответствия с действительностью.
У старообрядцев как и у мусульман, существуют строгие правила совершения молитвы. То есть, молитва не совершается как попало, она строго ритуализирована «во времени и пространстве».
Как у первых так и вторых молитвы бывают общими и домашними (у старообрядцев - килейными)
Причем если у мусульман пять обязательных молитв в день, у старообрядцев порядка восьми (по моим данным).
Как и у мусульман, у старообрядцев обязательны общественные молитвы - соборные (в старообрядчестве). Причем пропуск молитв, особенно соборных, в старообрядчестве должно восполняться многократно - за любую пропущенную воскресную или праздничную службу полагается класть дома множество (поясных) поклонов - 700 поклонов за пропущенную Утреню и за Литургию, за Вечерню - 600!
Любое дело или принятие пищи как у мусульман, так и у старообрядцев должно начинаться с молитвы как и окончание дел.
Когда старообрядец входит в дом, кроме особых формул , он приветствует жителей дома фразой «Мир дому сему», а хозяева отвечают: «С миром принимаем». Собственно мусульмане приветствуя хозяев дома словами «Ассаля́му ‘алейкум» в переводе на русский язык - мир на вас, мир вам . Что по сути одно и тоже.
Теперь перейдем к описанию молитвенного действия.
Полностью рассматривать последовательность движений тела в молитве не буду, остановлюсь лишь на составляющих позициях.
Так в исламе существует следующие движения в молитве - поясной поклон, земной поклон, и земной поклон из положения стоя на коленях.
У старообрядцев - обычный, поясной поклон, земной поклон, земной поклон из положения стоя на коленях (метания).
Кроме того обыкновенная молитвенная поза у старообрядцев - стояние с руками, сложенными возле пояса, с лестовкой (вид четок) о левую руку.
А в одном мусульманском описании о молитве нашел такое описание ритуальной стойки (кийам) «Ладонь правой руки кладётся на кисть левой, и обе руки устанавливают на груди или на животе».
Как мусульмане, так и старообрядцы используют при исполнении молитвы обрядовые молитвенные коврики.
Безусловно тут речь не идет об идентичности молитвы, не говоря уже о вере!!!, у старообрядцев и мусульман.
Но внешнее сходство в структуре, налицо.
Афанасий Никитин старообрядец
rais51 Афанасий Никитин считал себя христианином: " За молитву святых отцов наших, господи Иисусе Христе, сыне божий, помилуй меня, раба своего грешного Афанасия Никитина сына. Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море - Дербентское, дарья Хвалисская, второе море..."
А славит бога почему то как истовый мусульманин: "Милостию божиею преидох же три моря. Дигерь худо доно, олло перводигерь дано. Аминь! Смилна рахмам рагим. Олло акьбирь, акши худо, илелло акшь ходо. Иса рух оало, ааликъ солом. Олло акьберь. Аилягаиля илелло. Олло перводигерь. Ахамду лилло, шукур худо афатад. Бисмилнаги рахмам ррагим. Хуво могу лези, ляляса ильлягу яалимуль гяпби ва шагадити. Хуя рахману рагиму, хубо могу лязи. Ляиляга иль ляхуя. Альмелику, алакудосу, асалому, альмумину, альмугамину, альазизу, алчебару, альмутаканъбиру, алхалику, альбариюу, альмусавирю, алькафару, алькалъхару, альвазаху, альрязаку, альфатагу, альалиму, алькабизу, альбасуту, альхафизу, алльрравию, алмавизу, алмузилю, альсемилю, албасирю, альакаму, альадюлю, алятуфу."