ВМЕСТО МИТИНГОВ ЗА ОТМЕНУ УРОКОВ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ТРЕБУЙТЕ УПРОЩЕНИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В последнее время во многом с подачи Владимира Жириновского вновь развернулась жаркая дискуссия о качестве, количестве отведенных часов и необходимости преподавания русского и татарского языков в школах республики. Сегодня на страницах «БИЗНЕС Online» в эту беседу включаются публицист Наил Гыйлман и главный редактор политического блога «Европейский Татарстан» Артур Хазиев.
ФАКТОВ О НИЗКОМ УРОВНЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ТАТАРСТАНСКИХ ШКОЛАХ НЕТ
В середине мая в СМИ появилось обращение к президенту РФ, премьер-министру РФ и некоторым другим должностным лицам представителей ряда русских, православных и других организаций Татарстана, Башкортостана, Бурятии, Коми, а также отдельных лиц под названием «Спасите русский язык и межнациональное согласие в национальных республиках России».
В нем утверждается, что русский язык в школах национальных республик находится в бедственном положении, изучается лишь на базовом уровне из-за изучения национальных языков республик и что это угрожает межнациональным отношениям и единству страны.
В качестве примера ущемления русского языка, как уже было многократно сказано в подобных документах, приводится Татарстан.
Обвинения в дискриминации русского языка в школах Татарстана циркулируют в статьях и подобных обращениях уже несколько лет. Их авторы заявляют, что в Татарстане объем изучения русского языка намного меньше, чем в других регионах России и школьники республики имеют очень низкий уровень знаний по предмету. В публикациях до 2014 года чаще всего утверждалось, что учащиеся школ Татарстана получают 700 часов русского языка за все время обучения, а в других регионах - 1,2 тыс. учебных часов.
В прошлом году приводились иные цифры, из которых следовало, что в Татарстане русский язык изучается в объеме менее 65% от уровня других регионов. В данном обращении сравнивается лишь количество уроков русского языка и литературы в третьем классе двух отдельно взятых школ - в Татарстане и в Самарской области, и из них также следует примерно такое же соотношение.
К сожалению, в Татарстане ни должностные лица, ни журналисты не занимаются детальным опровержением подобных заявлений.
Что же в действительности? Объемы преподавания русского языка могут сильно различаться даже в соседних школах в зависимости выбранного ими варианта учебного плана и использования дополнительных учебных часов, распределяемых самой школой.
Чтобы выяснить, сколько приблизительно уделяется времени на изучение русского языка в республике и в других регионах России, я провел небольшое исследование, просмотрев и проанализировав расписания и учебные планы случайно выбранных 10 школ Казани (на портале «Электронное образование в Республике Татарстан») и 10 школ Москвы, размещенные на их сайтах. Среди них половина обычные средние школы, по две-три гимназии, татарско-русские школы (в Казани) и школы с углубленным изучением иностранных языков (в Москве).
Путем несложных вычислений (количество уроков русского языка в неделю в каждой параллели умножаем на число учебных недель - 35, в 1 классе − 33, в 9, 11 - 34, видим объем значений за 11 классов) получаем примерный объем изучения русского языка в Татарстане и в Москве. Исследование проводилось мной в первом полугодии 2014/2015 учебного года.
В результате подсчетов получилось, что при сохранении действующего учебного плана за время обучения школьники получат в Татарстане (в Казани) от 1110 до 1668 уроков (учебных часов) русского языка. Просмотрев расписания ряда школ в других городах и районах республики, убедился, что объем русского языка в них изменяется примерно в таком же диапазоне, как в Казани. В Москве школьники за весь период обучения получат от 1317 до 1595 уроков русского языка. Абсолютным лидером среди школ Москвы и Казани стала гимназия №125 Казани - 1668 учебных часов русского языка за 11 лет.
Ниже приведены диаграммы среднего объема изучения русского языка за 11 лет обучения по школам Казани и Москвы.
В среднем по 10 школам Москвы получилось 1467 часов, по 10 школам Казани 1330 часов русского языка проучатся школьники с 1 по 11 класс. В Татарстане русский язык изучается школьниками примерно в таком же объеме, как в школах с углубленным изучением иностранных языков в Москве (в трех школах - от 1317 до 1386 часов русского языка). На основе этих данных можно сделать вывод.
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее
В среднем количество часов (уроков), отведенных на изучение русского языка за все время обучения в школах Татарстана, составляет около 90% от среднего количества часов в школах Москвы. Минимальный объем изучения русского языка в Казани составляет около 75%, максимальный - около 115% от среднего по Москве.
Оказалось, что объем изучения русского языка меньше не только в школах национальных республик, но и в элитных школах с углубленным изучением иностранных языков.
Объем преподавания русского языка может изменяться в широком диапазоне в основном за счет компонента образовательного учреждения - учебных часов, распределяемых администрацией школы между предметами.
Кроме того, был отдельно рассчитан объем изучения русского языка в 8 - 11 классах. В результате по школам Казани он оказался выше, чем в Москве примерно на 5%.
Русский язык в 8 - 11 классах школ Татарстана изучается примерно в том же объеме или даже чуть-чуть больше, чем в Москве и в других регионах РФ. Поэтому нет ничего удивительного в следующем факте: результаты ЕГЭ по русскому языку в Татарстане чуть выше среднероссийских значений. Так в 2012 году средний балл по республике был 62,4 против 61,07 по РФ; в 2013 году 64,3 - в Татарстане против 63,4 в РФ в целом.
Несмотря на критическое отношение к ЕГЭ в обществе, его результаты являются сейчас основным критерием оценки знаний, полученных учащимися, и качества обучения в школе.
Объективность результатов ЕГЭ по Татарстану часто пытаются опровергнуть итогами «Тотального диктанта» по русскому языку. Но итоги «Тотального диктанта», в котором обычно участвовали по несколько сот добровольных участников во многих регионах РФ, одинаково неудовлетворительны как по Татарстану, так и в целом по России.
Никаких фактов, свидетельствующих о низком уровне обучения русскому языку в школах Татарстана, нет. А конфликты вокруг изучения татарского языка в основном возникают из-за пренебрежения и неуважения к татарскому языку.
Ложью является и утверждение авторов обращения о том, что в Татарстане школьники изучают татарский язык 5 - 6 часов в неделю в течении 11 лет. Объем преподавания татарского языка нигде, даже в школах с частичным обучением на татарском языке, не превышает объем русского, составляя 1 - 1,1 тыс. часов за 11 лет обучения.
Изучение любого нового языка помогает человеку осваивать другие с большей легкостью, а также улучшает знание родного языка. При изучении национальных языков школьники знакомятся с культурой и историей народов - его носителей. Это, несомненно, способствует лучшему взаимопониманию между народами. Авторы же обращения пытаются утверждать обратное, что изучение татарского языка в Татарстане всеми учащимися угрожает межнациональному согласию.
Краткие итоги: утверждения о том, что в Татарстане низкий объем и уровень изучения русского языка не соответствуют действительности. Хотя объем преподавания русского языка в республике немного меньше и в разных школах меняется в более широком диапазоне, чем в большинстве регионов, итоговые результаты ЕГЭ по республике чуть выше среднего по России. Это объясняется большим вниманием к изучению русского языка в старших классах и в целом большим вниманием изучению языков в школах национальных республик.
Наил Гыйлман
http://www.business-gazeta.ru/article/134056/