Вечный мир Иоганна Себастьяна

Jun 22, 2024 21:01


17 столетие, на исходе которого родился Бах, началось с кровавой тридцатилетней войны между католиками и протестантами.

Только на территории Германии от войны, эпидемий и голода  погибло более половины населения. Закончилось все это безумие первым в истории мирным конгрессом, так называемым Вестфальским миром.

По его итогам средневековый принцип «чья власть, того и вера» был сильно поколеблен, обращаться из католика в протестанта и обратно теперь мог любой человек без всякого ущерба  для себя.

Реформация Лютера и Кальвина уровняла между собой благородный верх и греховный низ, тем самым основательно подточив иерархическую систему мира.

В представлениях интеллектуалов Нового Времени мир как живой организм превратился в мир как механизм.

Рене Декарт - создатель современной науки, представлял Универсум, как огромные часы, а Бога, как часовщика, определившего механистические законы движения, после чего Мир существует сам по себе.

200 лет спустя всю безысходность тупика такого мировоззрения очень лаконично выразил литературный герой маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»:

«…звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию».

Оказалось, что можно разобрать мировые часы на атомы, рассмотреть, как  там все устроено, измерить и даже собрать все заново.  Вот только после этой процедуры часы почему-то отказываются заводиться.

Эта проблема, которую не смог преодолеть ни Декарт, ни последующие поколения философов, была решена в творчестве Баха.



Как ни странно, музыка Баха - это тотальная математика. Но баховские числа говорят о Боге и словно отражают собой библейский мир.

Четыре Евангелия и четыре стороны света - это четыре восходящих звука, образующих музыкальный интервал кварту - символ стойкости и постижения воли Господней. Двенадцать - число колен Израилевых, двенадцать апостолов Христа превращаются у Баха в двенадцать тонов хроматической гаммы.

Числовые символы святой Троицы, Евхаристии, креста Бах вплетает в сверхсложную ткань многоголосия, полифонии.

Каждый отдельный голос являет прекрасно развитую музыкальную мысль. При этом, переплетаясь  между собой в невероятных сочетаниях, ни одно высказывание не лишает значимости другого.

Идея вечного мира между государствами, которую окончательно сформулировал Иммануил Кант и которой  так увлекались философы Просвещения, осталась, к сожалению, несбыточной утопией.

«Вечный мир не есть пустая мечта, он - та цель, к которой человечество приближается... Разум нам не говорит, что вечный мир будет осуществлён… но…  мы обязаны действовать так, как будто этот мир будет некогда достигнут».

Вечный мир оказался возможным только в полифонии Баха.

Previous post
Up