Две музы

Feb 23, 2017 23:53


ДВЕ МУЗЫ

Картины Екатерины Скрыпниковой, стихи Лидии Скрыпниковой.

"Так уж повелось. Мои картины со стихами зрителей. Бесконечно этому удивляюсь и радуюсь. Благодарю вас!

Моя первая выставка случилась в 1999 году. Это была графика. Цветная линия по цветной бумаге. И первый поэт. Георгий Комаров. Пришёл, долго смотрел, а потом на каждую работу написал стих. Он мне сказал:"Знаешь, я слышу стихи у твоих работ." И дальше так и было. Картина- стих.

Потом появились другие поэты. И даже не поэты сочиняют стихи у моих картин.

Что это? Я никогда не просила об этом. Но стихи вечные мои спутники. С разных сторон они летят ко мне, я впускаю их в свой мир через картины."

Екатерина Скрыпникова

"Spiritus" Рождение.

Был ветреный октябрьский день. За моим окном берёза. Гибкие её ветви обсыпаны ещё зелёными листьями. Именно обсыпаны, потому что крона уже поредела. Такая прозрачность, которая пока только кажется. Колыхание её ветвей...пряди волос волнами омывают моё окно...ветер, волнение... Волны! Я хочу писать! И это будут "Волны". Комната пуста, в комнате светло, горит свеча, она всегда горит, когда я работаю, стакан воды полный, белый холст и музыка. Выйти из созерцания, из совершенства недеяния в жизнь, где всё в движении. Музыка! Из музыки жест. Сделать первое движение- самое трудное. Первая линия по холсту. Я его вскрыла.

"Spiritus" Эта картина для меня самой загадка. Бывают такие картины. Они сами являются. Вопреки задумке художника. Процесс такой: сначала всё идёт по плану, есть идея, вкус цвета во рту, траектория движения, а потом ошибка, череда ошибок, сопряжение линий не то, пятно некачественное, цвет попёр другой, дальше спасаю холст, замазываю, смываю, ищу другие линии, бывает многократно переписываю, ищу прямо на холсте, пока не вылезет новая правда, она всегда есть, но иная, изначально я видела всё по-другому. Успокаиваюсь, смиряюсь, вижу- в этом что-то есть. Теперь надо просто закончить. Убрать лишнее. Причесать хвосты. Обобщить. Задуманное название в процессе ушло, новое родилось через созерцание неожиданного.

Екатерина Скрыпникова


"Spiritus" 2016, 100/100, холст/акрил/темпера

Не гадай о будущем, дай ему не сбыться.
Пусть оно, как дерево, широко ветвится.
А в ветвях весёлый пусть гуляет ветер,
Принося на выбор всё, что есть на свете.

Итак, несколько вопросов:
1.Символизм? Да, я символист. Я и люди, меня окружающие, превращаются в символы. Я- символ женщины, мужчина символичен, ребёнок на картинах тоже. Обратите внимание, что все лишены конкретных черт, часто лиц. Это не случайно, а намеренно. Т.к. мой рассказ о взаимоотношениях вообще- обо всех матерях и детях, обо всех женщинах и мужчинах, обо всех городских жителях и т.д.
2.Ирония? Да, я грустно шучу. И о себе, и о людях. О наших коробках, доспехах, шаблонах. О нашей несвободе. И об этом лучше грустно шутить, потому что веселья в этом мало, а серьёзно об этом уже высказались.
3.Почему голые или условно одетые? Потому что бог создал человека без одежды! Чтобы понять себя, надо раздеться. В прямом и переносном смысле. Голые- значит настоящие.
4.Почему много меня? Потому что моё искусство- рассказ от первого лица. Этот приём часто используется в кино, в литературе. И так честней. Т.к. каждый из нас знает больше о себе, чем о других, обо всех остальных мы только догадываемся.
5. Почему всё время личное? Но ведь всё искусство таково! За основу всегда берутся конкретные события и лица. А дальше способность автора превратить личное в общее, типичное, универсальное. И не будем забывать, что на старинных картинах сейчас мы не узнаём лиц только потому, что никогда не были лично знакомы с художником и его окружением.
6. Почему часто незавершённые? Именно незавершённость, недосказанность придаёт картинам лёгкость. Это дополнительный воздух. Это свободное место для зрителя, для его воображения и фантазии. А мной в каждой картине написано ровно столько, сколько необходимо для достижения равновесия композиции и раскрытия смысла.

Екатерина Скрыпникова

Часто слышу: "я в этом ничего не понимаю", когда смотрят на мои картины или картины других художников. "Я ничего не смыслю в искусстве, я не профессионал." И в то же время человек смело даёт оценку мастерству повара, не являясь при этом таковым, легко оценивается кутюрье и его одежда, музыка, кино, литература, и что самое удивительное- архитектура! Высказаться по поводу вида дома- нет проблем!
Смущение вызывает только живопись... М.б. потому что её не съешь, не оденешь, её не воткнёшь в уши и она не шевелится перед нами на экране, и в живописи не поживёшь, хотя бы чисто теоретически, как в доме известного архитектора? Т.е. современный человек больше не видит в живописи практического применения, не мыслит себя с живописью, не задаётся вопросом: "а повесил бы я эту картину в своём доме? и каково было бы с этим жить?" Увы, живопись ушла из нашей реальной жизни. Настолько, что человеку даже неловко дать ей оценку собственную. А музеи? Вот именно, музеи! По ним спокойно гулять. Там уже всё оценено. Но это кладбища искусства. Точнее кунсткамеры.

Екатерина Скрыпникова


"Жизель"


"Лунная соната"


"Па-де-де"

То ли это паутинки
бабье лето серебрят,
то ли это балеринки
тихо в снах моих летят.
Не пойму я что такое
волноваться мне велит,
тонкой девичьей рукою
нежно душу шевелит.


"Исчезнуть можно"

Исчезнуть можно, если горизонт - черта,
Та, за которой только пустота.
Но вижу горизонт как две руки.
И словно лёгкие художника мазки
Легли на холст небес случайно,
Нарисовав лицо, глядящее печально.
И вот уже моё воображенье
Рисует образа живое продолженье.


"Секрет"

Сейчас перед тобой откроется секрет.
Проч лишние - кричат глаза в ответ.
Но - успокойся - руки говорят.
Открыт он лишь тогда, когда творят.
Кто пуст душой, его забудет сразу,
И недостойному он недоступен глазу.
Одновременно в мире всё секрет,
И в то же время в нём секрета нет.


"Страж твой"

Кто страж твой? Тот ли, кто любя,
Красивой ложью соблазняя,
Хранит и пестует тебя,
За рамки выйти не давая.
А может, это древний страх,
Житейская пустая мудрость,
Что обращает вечность в прах,
Меняет широту на узость.


"Мальчик и море" 2016, 100/100, холст/темпера

Пока ты можешь бегать голышом

И не копаться в смысле бытия,
Всё в мире ясно, всё в нём хорошо,
И жизнь прекрасна, если вней есть "Я".


"Глаза матери" 2016, 100/100, холст/темпера

Облаком на небе и морской волною

мать глядит на сына, видит мать душою.


"Кулачки" 2012, 42/56, бумага, акварель
Мама, зачем ты толкнула меня?
Я этого не хотел.
Глупенький птенчик, просто я
Хотела, чтоб ты полетел.
Но разве я умею летать?
Откуда ты это знаешь?
Это любая чувствует мать.
Смотри, ведь ты же летаешь.
Но ты не бросишь меня никогда?
Обнимешь меня, покормишь.
Лети, мой милый. Родного гнезда
Ты уже больше не вспомнишь.


" Фон " 2016, 100/120, холст/темпера/акрил

Дошли фотоны до Земли,
Под ними люди полегли
И превратились в шкварки.
А голубые кварки
Плывут в своём адроне
На этом фоне.


"Alter ego" 2016, 100/100, холст/темпера/акрил

Тот, кто сильнее меня,
Кто по рождению выше,
Явился, мечтою маня
Громко. Потом всё тише.
Может быть это блажь.
Стихли зовущие звуки,
Лика исчез мираж,
Но ещё манят руки.


"Ego" 2016, 100/100, холст/темпера/акрил

Родилось маленькое эго,
Любило мир и в нём себя,
Пока не отразилось эхом
В познании каким-то Я.

И сразу стало в мире сложно,
Перевернулось всё вверх дном.
Что истинно и что в нём ложно,
Ответ не сыщешь днём с огнём.

Но просто всё на самом деле.
В природе спор давно решён.
Есть два начала в каждом теле:
ОНА есть ЭГО, АЛЬТЕРЭГО - ОН.


"Лёд и пламя" 2016, 80/90, холст/темпера

Берёзы осенней ветви певучие,
Золотые, яркие, жгучие,
А вокруг, словно сети паучьи,
Чужие сучья трескучие.

Я сохраню пламя этой берёзы,
Я пронесу его через морозы,
Я разожгу им весенние грозы.
Оледененья исчезнут угрозы.


"Дерево" 2016, 100/100, холст/темпера

Можно к дереву прислониться,
Окропив слезами кору.
На дерево можно молиться,
Как друиды в древнем бору.
Только дерево молчаливо
Принимает и страсть, и нежность.
Величаво и горделиво
Хранит свою безмятежность.


«Зима» 2016, 80/90, холст/темпера

Ещё вчера зима была лишь за окном,
И вот уже она прокралась в дом.
На белом белых хризантем снежки
Роняют белые слезинки-лепестки.
Синоптик-сердце выдаёт прогноз:
Устойчивый прощальных слов мороз.
Я протестую, я синоптику кричу:
Долой мороз. Я так тепла хочу!


" Праздник арбуза " 2016, 100/100, холст/темпера/акрил

Идолопоклонники портят жизни вкус.
Надо было есть арбуз, как тот карапуз.
Как одно мгновение пролетел сезон,
Не на то потраченным оказался он.


" Одинооокий " 2016, 90/110, холст/темпера/акрил

Может, ты не одинок?
Оглянись,
Повернись на правый бок,
Очнись.
Рядышком лежит она
Спиной,
Также как и ты одна
С тобой.


"Flos florum"

Прилетали ангелочки,
Целовали в обе щёчки.
Розочка ты моя,
Роза розовая.

Краше розы нет цветочков,
Нет нежнее лепесточков.
Розочка ты моя,
Роза розовая.

Ты сама, как ангелочек,
Поцелуй меня разочек.
Розочка ты моя,
Роза розовая.

Для меня и для сыночка
Королева ты, и точка.
Розочка ты моя,
Роза розовая.

В картинах некоторых художников есть мистика. Они словно открывают дверь в некое творческое пространство, и если в вас есть скрытые способности к творчеству, то они проявятся самым неожиданным образом. В этом я убедилась на собственном опыте. Никогда в жизни я не имела склонности к сочинительству до тех пор, пока не повесила в своей комнате картины Екатерины Скрыпниковой, непризнанного (пока) гения. И вот на склоне лет, будучи уже пенсионеркой, я вдруг начала писать стихи , а спустя 10 лет и рассказы. Статистика, конечно, не велика, но, как человек мистический, я чувствую, что это правда. Хотите верьте, хотите проверьте.

Лидия Скрыпникова

искусство

Previous post Next post
Up