ЧАСТЬ 1 ТРАГЕДИЯ
5 сентября 1972 года, на ХХ Олимпиаде в Мюнхене произошла самая чудовищная трагедия за всю историю спорта. Прошло уже более 40 лет после этих событий. Человеческой памяти свойственно забывать подробности и детали. Но эта трагедия не должна быть забыта никогда. Поэтому давайте вспомним еще раз.
Рано утром в один из домов Олимпийской деревни, где проживали израильские спортсмены и тренеры, ворвались 8 вооруженных террористов, принадлежавших к боевой группе Организации Освобождения Палестины (ООП) "Черный сентябрь". Им удалось захватить в заложники 12 членов израильской спортивной делегации, 11 из которых погибли. Вспомним их поименно:
Моше Вайнберг (тренер по борьбе), Йосеф Романо (штангист) - убиты в ходе первоначальной перестрелки, в доме.
Зеев Фридман (штангист), Давид Бергер (штангист), Яаков Шпрингер (судья по тяжёлой атлетике), Элиэзер Халфин (борец). Были расстреляны и подорваны гранатой в вертолёте №1 во время неудачных переговоров с террористами и провалившейся операции освобождения немецкими спецслужбами.
Йосеф Гутфройнд (судья по классической борьбе), Кехат Шор (тренер по стрельбе), Марк Славин (борец), Андре Шпицер (тренер по фехтованию), Амицур Шапира (тренер по лёгкой атлетике) - расстреляны в вертолёте №2.
И только один, Гани Цибуни (борец) чудом спасся, убежав из гостиницы.
Последовательность трагических событий установлена с точностью до минуты. Вот как это было.
5 сентября 3:30 утра. Охрана Олимпийской деревни не замечает странных людей, одетых в тренировочные костюмы с рюкзаками за спиной. Они перелезают через ограду общежития спортсменов, распаковывают оружие и входят в подъезд №1 дома 31, где проживали израильские спортсмены. Головорезы (кто-то помог им украсть ключи) врываются в комнату. Гутфройнд, тренер, обладающий силой Геракла (135 кг), пытался их остановить, криком предупредил об опасности. Тем самым спас жизнь судье Тувье Соколовски, который смог убежать. А восемь израильтян были захвачены бандитами.
5 часов утра. Глава израильской делегации Шмуэль Лалкин, находившийся в комнате подъезда №5, услышав автоматную очередь, выглядывает в окно и видит полицейских, стоящих на улице. Они объясняют ему, что семь или восемь террористов ворвались в Олимпийскую деревню и захватили в заложники его спортсменов. Лалкин связывается с журналистами и сообщает им о случившемся. Он также связывается с руководством спорткомитета в Израиле.
6 часов утра. Один из террористов приказывает Моше Вайнбергу показать комнаты, в которых живут остальные израильтяне. Вайнберг отказывается, и террорист выпускает в него очередь из "Калашникова". Раненный спортсмен не указывает террористам на подъезд №2, в котором тоже живут израильтяне. Тем самым он спасает жизнь четырем спортсменам. Истекающий кровью Вайнберг решает привести бандитов к комнате в подъезде №3, в которой находятся израильские борцы и штангисты. Вайнберг думал, что хорошо натренированные атлеты смогут обезоружить террористов, однако те были застигнуты врасплох во сне. Таким образом, в плену у террористов оказалось 12 израильтян.
В это время раненый Вайнберг опять набросился на террористов, что дало время одному из борцов Гани Цибуни бежать. Вайнберг нокаутировал одного из террористов и заколол другого ножом для фруктов перед тем, как был убит. Штангист Йосеф Романо напал на одного из террористов и ранил его, но был застрелен. У террористов остались девять заложников.
7:15 утра. Террористы предъявляют ультиматум. До 12:00 они требуют освободить всех «борцов за свободу» (более 250 человек), находящихся в тюрьмах. Для убедительности выбрасывают тело мертвого Вайнберга на улицу.
Тем временем в Израиле и в Западной Германии проходят экстренные заседания правительств. В переговоры с террористами вступают государственные ФРГ, представители международных организаций и члены Олимпийского оргкомитета. Посол Израиля в Бонне Элиша Бен-Хурин прибывает в Мюнхен. Ответ Израиля последовал немедленно: никаких переговоров не будет. Официальной политикой Израиля в то время был отказ от переговоров с террористами. Правительство ФРГ отвергло предложение Израиля послать команду специальных сил в Западную Германию и продолжало переговоры, которые затянулись до девяти часов вечера.
Шеф полиции Мюнхена Манфред Шрайбер и министр внутренних дел Баварии Бруно Мерк вели прямые переговоры с террористами, повторяя предложение о выплате неограниченной суммы денег. Ответ бандитов был таков: «Деньги ничего для нас не значат, наши жизни ничего для нас не значат». Египетские советники при Лиге арабских государств пытались помочь достижению соглашения с террористами, но безуспешно. Тем не менее, переговорщикам удалось убедить террористов, что их требования будут рассмотрены. Ганс-Дитрих Геншер и Вальтер Трёгель, глава Олимпийской деревни, были допущены на территорию террористов для общения с заложниками. Трёгель заявил, что его очень тронуло достоинство, с которым израильтяне держали себя.
21:10. Власти ФРГ пошли на обман террористов, якобы согласившись с их требованием перелёта в Каир. К дому № 31 прибыл автобус, чтобы увезти террористов и заложников к двум военным вертолётам, которые должны были переправить их на военно-воздушную базу НАТО, а уже оттуда в Каир. У немцев был тайный план операции по освобождению заложников в аэропорту.
22:17. Вертолеты покидают Олимпийскую деревню по направлению к военному аэродрому на базу НАТО.
23:07. Вертолеты приземлились в 150 метрах от готового к полету в Каир Боинга-727. Внутри него находились шесть немецких полицейских, переодетых, как члены экипажа. План был такой: двое террористов поднимутся на борт, засада нейтрализует их, снайперы перестреляют оставшихся у вертолётов террористов. Но все пошло наперекосяк. В последнюю минуту перед прибытием вертолётов немецкие полицейские, находящиеся в самолёте, решили покинуть его, не посоветовавшись с центральным командованием. Позднее ни один из полицейских, составлявших фальшивый экипаж Боинга 727, не подвергся преследованию и наказанию за оставление своего поста. Против более многочисленной и лучше вооружённой группы террористов осталось только пять снайперов. Пятеро террористов спустились с трапа. Остальные остались в вертолетах. Снайперы, засевшие на крыше здания аэропорта, открывают огонь. Это тоже полностью противоречит плану операции, согласно которому стрельбу нужно было начинать только тогда, когда все пассажиры - и заложники, и террористы выйдут на взлетную полосу. Выясняется, что снайперы убили только двух террористов...
23:15. Оставшиеся в живых бандиты открывают беспорядочную стрельбу. Один из террористов в упор расстреливает четверых заложников; другой бросает в вертолет, в котором находятся еще пятеро спортсменов, ручную гранату. Раздается взрыв. В течение нескольких секунд полностью сгорают обломки вертолета.
1:30. Все кончено. Перестрелка длилась почти полтора часа с небольшим перерывом. Погибли все 9 израильских заложников. Застрелено 5 террористов. Погибли так же двое граждан ФРГ: полицейский и пилот одного из вертолетов.
Позднее Канцлер ФРГ Вилли Брандт выполнил требование лидера Ливии Муамара Каддафи и выдал ему трупы пяти убитых террористов. Каддафи лично возглавил 30-тысячную процессию на их похоронах как «героев палестинского народа», и вручил пять миллионов долларов Ясиру Арафату. Правительство Израиля потребовало передать ему для суда оставшихся в живых террористов, но Брандт ответил, что их будут судить в ФРГ.
6 сентября. Тела одиннадцати спортсменов отправляют в Израиль. И в 15:00 в Израиле хоронят погибших. В траурной церемонии Голда Меир, все министры, депутаты Кнессета, члены спортивной делегации, покинувшие Олимпиаду, тысячи граждан Израиля. В стране объявлен национальный траур...
8 сентября в ответ на теракт израильская авиация разбомбила 10 баз ООП. Погибли свыше двухсот человек.
А 29-го ноября двое палестинцев, члены организации "Черный сентябрь", угнали самолёт авиакомпании Lufthansa и потребовали освободить трёх выживших в ходе операции террористов, ожидавших суда. И Западная Германия незамедлительно их освободила, обменяв на жизни пассажиров самолета.
Члены олимпийской сборной Израиля 1972 года, сфотографированные перед отбытием в Мюнхен. 11 захваченных в заложники и убитых: 1) судья по борьбе Йосеф Гутфройнд (врезка), 40 лет; 2) тренер по борьбе Моше Вайнберг, 33; 3) штангист Йосеф Романо, 31; 4) штангист Давид Бергер, 28; 5) штангист Зеев Фридман, 28; 6) борец Элиэзер Халфин, 24; 7) тренер по лёгкой атлетике Амицур Шапира, 40; 8) тренер по стрельбе Кехат Шор, 53; 9) борец Марк Славин, 18; 10) тренер по фехтованию Андре Шпитцер, 27; и 11) судья по тяжёлой атлетике Яаков Шпрингер, 51. Продолжение следует....