Круглая башня, названная Коромысловой, возвышается на углу нагорного участка кремля, над Почаинским оврагом. Башня защищена естественной преградой в виде крутого откоса и слегка выступает за линию крепостных стен, что увеличивает поле обстрела. Как и все башни Нижегородского Кремля, Коромыслова имеет четыре «боя» (боевых яруса).
Подошвенный бой (нижний ярус), ныне засыпанный грунтом, оснащён боевыми окнами, расположенными на высоте 30 - 40 сантиметров от поверхности земли, что позволяло вести настильный огонь для «очищения рва» от неприятеля. Два яруса среднего боя имеют боевые печуры, в которых размещались малокалиберные пищали. Так, в 1622 и 1663 годах на Коромысловой башне была установлена одна медная пищаль на колёсах. На верхнем ярусе располагалась боевая площадка с бойницами и зубцами. Дополнительные боевые камеры обустроены в толще крепостных стен, примыкающих к башне. Бойницы расположены не одна над другой, а в веерном порядке, за счёт чего сокращается «мёртвое» (непоражаемое) пространство - прилегающая к башне территория, недоступная для обстрела защитниками крепости. Две бойницы использовались для ведения огня вдоль прясел, а одна боевая камера, обращённая в сторону «поля», предназначалась для фланкирования врага на подступах к кремлю. В Коромыслову башню ведут два входа: нижний обустроен в толще стены слева от башни, а верхний - с боевой площадки. Если обозревать сооружение с противоположной стороны оврага Почайна, то можно заметить, что башня вместе с примыкающими к ней пряслами (стенами) по форме напоминает коромысло. Прясло, протянувшееся между Коромысловой и Тайницкой башнями, по длине (205 метров) не имеет себе равных в Нижегородском Кремле. Это объясняется тем, что крутой косогор был крайне неудобен для штурмующего неприятеля, а строители лишь усилили откосы крепостными стенами. Нижняя часть прясла до высоты пояса-полувала сложена из белого известняка для повышения прочности цитадели. Остальная часть стен выстроена из тёмно-бурого кирпича. В 1700-х годах башня накренилась из-за размыва грунта перед ней. Опасность обрушения была устранена в середине XIX века, когда городские власти обустроили Зеленский съезд и укрепили склон оврага грунтом. До 1886 года в стенах древнего сооружения размещался архив. В ходе реставрации 1965 года в Коромысловой башне восстановили перекрытия верхнего яруса и шатровую кровлю.
С закладкой Кремля связана поэтичная и жуткая легенда:
По древне-русскому поверью под городкие стены непременно должно было быть зарыто какое-нибудь живое существо. Только живая теплая кровь спаяет стены крепче всяких цементов, сделает их неприступными для вражьих орудий.
Рано утром, когда было приступлено к закладке стен, мимо прошла молодая женщина с коромыслом на плече, направлявшаяся за водой на речку Почайну. Она была первым живым существом, прошедшим мимо и должна была быть принесена в жертву: ее убили и закопали вместе с ведрами и коромыслом и над рвом, где она была зарыта, воздвигли башню и прозвали ее Коромысловой.
С той же башней связана и еще одна легенда, более героического характера и приуроченная к более позднему времени). В 1520 году, когда только что соорудили кремлевские стены, подошли к Нижнему казанские царевичи Сейт, Булат да Кочелей, наделавшие много зла на Руси и погубившее много народа. Около Нижнего они постояли три дня и вдруг ушли (об этом факте упоминается и в летописях), не причинивши никому никакого вреда. Что было на самом деле,- не сумели ли они взять стен или встретили сильный отпор, трудно сказать, но народное предание объясняет это так: когда подошли к Нижнему царевичи татарские, все жители заперлись в Кремле, надеясь на крепость стен и боясь выйти за ворота. Въ это эремя одна красивая девушка вздумала пойти на Почайну за водой - ей не нравилось пить колодезную. Взяла она коромысло с ведрами, а в коромысле было не много, не мало два пуда, и вышла за город. Только вышла, татары на нее кинулись. Должно быть, хотели взять в плен. Но девушка не оробела: поставила ведра на землю, помолилась на святые церкви нижегородские и ударила первого подошедшего к ней татарина по голове. Сколько их ни подходило - она все бьет и бьет, целыми сотнями бьет, а татар все много остается. Наконец, они одолели девушку: изрубили ее в куски и зарыли у башни, вместе съ коромыслом, а сами подумали-подумали, да и решили скорее уйти. Решили, что если у нижегородцев женщины так сильны, то что же будет, если ратные люди на них выйдут.
С тех пор башню и прозвали Коромысловой...