Как и обещала, перевожу кое-что из своих заметок по системе Динзеля, на которой строится обучение в университете танго CETBA.
Первая интересная тема, которую мы разбирали на уроках Теории и техники - три уровня импровизации.
Сразу оговорюсь, что к качеству собственно танцевания эти уровни никакого отношения не имеют: можно быть отличным танцором на первом уровне и никуда не годным - на третьем. Эта классификация опирается на разные подходы к танцеванию и разные типы мышления.
Первый уровень - «Традиционный». На этом уровне танец складывается из связок. Под связкой мы здесь понимаем набор движений, образующих определенный рисунок, никогда не меняющихся внутри этого рисунка и следующих в одном и том же порядке. Самый известный пример такой связки - «базовый шаг», состоящий из восьми шагов. На этом уровне танцующий как правило владеет тем или иным (иногда очень большим) количеством связок, каждая из которых занимает определенный отрезок времени. В процессе танца постоянно происходит своего рода интеллектуальная работа: танцор принимает решение выполнить ту или иную связку, выполнение ее занимает какое-то время, после чего принимается решение о выполнении следующей связки. На этом уровне присутствует очень сильный компонент прошедшего времени, так как каждая из этих связок была выучена и отработана ранее, до начала танца. Одна из основных проблем этого уровня танцевания - вероятность критической ошибки, так как малейший сбой в выполнении связки, неверный перенос веса, неожиданное движение от ведомого и т.д. приводят к прерыванию танца, так как на этом уровне инструментов для исправления нарушений в последовательности движений нет. Этот недостаток, впрочем, компенсируется двумя способами: качественной отработкой каждой связки, чтобы избежать ошибок со стороны ведущего, и трактовка танца как монолога мужчины (ладно, не будем гендерными шовинистами - монолога ведущего)), в котором ведомый должен быть максимально послушным и не предлагать никаких своих трактовок для движений, на которые его ведут, чтобы не разрушать рисунок танца.
Второй уровень - «Сцепленный». На этом уровне танцор работает с модулями. Модулями мы называем составные части связок: крест, очо, болео и т.д. Набор таких элементов, находящихся в распоряжении танцора, оказывается существенно меньше, чем в случае работы со связками, но, комбинируя их в разных сочетаниях, можно добиться большого разнообразия внутри каждого конкретного танца. По исполнению модуль занимает меньше времени, чем целая связка, а потому принимать решение о переходе к следующему модулю приходится чаще, чем в первом случае. Здесь нельзя уже говорить об исключительно рациональном мышлении, оно скорее смешанное, так как часть таких решений принимается интуитивно. Из-за большей вариативности и меньшего времени исполнения каждого модуля вероятность критических ошибок тоже заметно уменьшается и сводится в основном к ошибкам исполнения какого-то отдельного модуля, поэтому, хотя на этом уровне танец все еще представляет собой монолог ведущего, но он становится более гибким и больше ориентируется на то, что реально происходит в паре в процессе танца.
Третий уровень - «Чистая импровизация». Здесь танец состоит из отдельных шагов, делающихся без малейшего предварительного плана. В каждый отдельный момент существует одно конкретное движение, и предугадать, каким будет следующее, практически невозможно, так как принятие решения о нем происходит целиком на чувственном, интуитивном уровне с учетом множества факторов, относящихся к каждому моменту танца. Здесь все еще возможны ошибки в танце, но они не выбрасывают танцора из процесса танцевания, и их влияние не распространяется дальше чем на ближайший следующий шаг. Таким образом, монолог ведущего с легкостью может превратиться в диалог, и любые предложения со стороны ведомого с легкостью могут быть обыграны и включены в танец.
Выше уже говорилось, что эти три уровня нельзя считать градациями качества танцевания. Не являются они и отражением истории развития танго: изначально этот танец создавался как раз на импровизационном уровне, когда танцоры экспериментировали с отдельными шагами, а готовых шаблонов не существовало вовсе. Модули и связки стали появляться в тот момент, когда возникла необходимость для других людей научиться танцевать то, что они увидели на танцполе. На импровизационном уровне танго не поддается воспроизведению, поэтому возникла необходимость формирования определенных элементов и модулей, которые можно запомнить и повторить. По мере развития преподавания танго наиболее удачные сочетания модулей складывались в связки, которые выучивались учениками уже в готовом виде - тогда и появилось традиционное танго.
Сейчас обучение танго начинается в большинстве случаев на «сцепленном» уровне, когда ученики получают в свое распоряжение базовый набор элементов и способы их комбинирования, после чего, в соответствии со своими вкусами и наклонностями, либо набирают базу готовых (или придуманных самостоятельно) связок, либо идут по пути разбиения и трансформации модулей, чтобы в итоге прийти к чистой импровизации.