О Хадже: дела персидские

Mar 09, 2021 22:31

Полностью читать здесь.

Освещённый мною в прошлой главе маршрут, является мэйнстримом для шиитов, но в целом для этнически пёстрого населения Ирана этого никак недостаточно. На территории государсва существует множество собственных объектов паломничества от всемирноизвестных до местнячковых, в этой главе попробую вас с ними познакомить.

Немного погряз в изучении Ирана середины 19го века. Очень интересно, особенно труды советских учёных периода 1960-1970, просто всё что ранее, теми же и редактировалось, что позже уже пропитано какой-то небывальщиной (в русском языке есть более точные определения, но воздержусь). В некоторых трудах прямым текстом написаны просто откровения, для человека воспитанного на школьных учебниках. Информации очень много, плюс много «энергии» требуется на то, чтобы обработать написанное полвека назад. Но буду постепенно переваривать, раскладывать по полочкам и выкладывать на всеобщее обозрение. Вот, что мне попалось на тему мест паломничества.

Для начала в очередной раз повторюсь: целостного государства на месте современного Ирана до Каджар не было, вполне официальная информация, на 1800 год Шираз - столица Зендов, а Хорасан- вотчина Афшаров. Соответственно и единой религии быть не могло. Попытки уже были, в Спагане (современный Исфаган) была школа богословов, в которой учились улемы для всего Ирана. Развитие ислама как государственной религии вышло на новый уровень с воцарением Каджар.

Но государственной религии приходилось мирится с существованием местных культов, и для привлечения паствы находить этим культам место в своей сложной системе. Синкретизм, как он есть!

Прошу обратить внимание, что ислам в целом, суннизм в частности, а тем более ваххабизм доминирующий в Саудовской Аравии достаточно неодназначно относятся к поклонению могилам и почитанию святым вплоть до агрессии и физических атак на паломников и объекты паломничества.

Духовенство взяло под свой контроль многочисленные места поклонения, сохранившиеся с глубокой древности. Для городов и особенно небольших селений наличие, например, гробниц почитаемых святых имело большое значение. Владение или управление этой территорией считалось почетным, к тому же часто приносило дополнительный доход от паломников, а также способствовало сохранению религиозных традиций в данном районе. По количеству развешанных тряпочек, принесенных разноцветных камешков и других вещей можно определить, насколько почитаем и как часто посещаем тот или иной зиярат (вообще зиярат означает само паломничество к святому месту, но очень часто так называют и саму святыню).

В современном Иране Паломничество находится под контролем государства и получает поддержку из бюджета. Паломнические практики координируются специальным ведомством (Sazman-i hajj wa ziyyarat-i Djumhuri-i Islami-yi Iran), которое отвечает за организацию караванов паломников и их обеспечение, включая обучение. Данное ведомство также развивает альтернативные Мекки и Медине маршруты Хаджа.

История, Религия

Previous post Next post
Up