О НАУЧНОЙ ОБОСНОВАННОСТИ «АЗИМУТАЛЬНОГО МЕТОДА»

Oct 26, 2017 23:06

О НАУЧНОЙ ОБОСНОВАННОСТИ «АЗИМУТАЛЬНОГО МЕТОДА»
(метода определения дат и посвящений древнерусских храмов
по азимуту их алтарей)


Полный текст по ссылке.

Задача настоящего исследования - обзор и оценка научной ценности темы, связанной с определением дат и посвящений древнерусских храмов по азимуту1 (ориентации по сторонам горизонта) их алтарей.
То, что алтарь православного храма должен быть ориентирован на восток, было всеобщим и обязательным правилом во все эпохи становления древнерусской архитектуры еще со времен Византии2. До того, как был изобретен и получил широкое распространение компас, направление на восток воспринималось подавляющим большинством людей как направление на восход солнца.
А солнце из-за наклона земной оси восходит точно на востоке только два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, когда азимут восхода - 90º. В целом же эволюцию азимута восхода можно описать так: в день весеннего равноденствия (21 марта) солнце восходит точно на востоке, затем по мере удлинения дней оно восходит все ближе и ближе к северу (и, соответственно, проходит по небу через юг все больший и больший путь), затем достигает крайней северной точки в день летнего солнцестояния (22 июня), затем по мере укорачивания дня оно восходит все дальше и дальше к югу, вновь проходит восток в день осеннего равноденствия (23 сентября), и затем продолжает склоняться к юго-востоку, достигает крайней южной точки в день зимнего солнцестояния - 22 декабря, и далее процесс повторяется.
Азимуты восхода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния - крайний южный и крайний северный - различны для различных широт местности (см. Табл. 1)3.
....................................................................


Из этих храмов празднику Покрова посвящены церкви в Брюхове (азимут 123°), Булгакове (74°), Златоусте (78°), Кочневе (88°), Лежневе (82°), Малом Давыдовском (112°), на Петропавловском погосте (76°) и при подворье Ивановского Свято-Успенского монастыря (74°). Системы здесь тоже никакой нет.
В целом же из Табл. 5 мы видим, что в Ивановской области отсутствует даже тенденция к ориентации на солнце по апрелю-маю, общая тенденция - восток плюс-минус 30 градусов. Почти треть рассмотренных церквей (20 из 57) имеет азимут 95° и более, т.е. в соответствии с «азимутальным методом» они должны были бы закладываться с октября по середину марта, что крайне маловероятно. А поскольку большинство рассмотренных храмов находятся в селах, то градостроительная ситуация на ориентацию их алтарей тоже повлиять не могла.
Из статистики по другим российским регионам, собранной автором (см. Табл. 4), следует, что азимут более 95° имеет около четверти случайной выборки древнерусских церквей (32 из 127). Экстраполируя эти данные на Россию в целом, мы получим много сотен древнерусских храмов. Конечно, заложение и (или) начало строительства столь значительного числа церковных зданий не могло производиться поздней осенью, зимой или ранней весной.
Таким образом, статистика не подтверждает то, что древнерусские строители каким-либо образом связывали посвящение храма, дату его заложения и азимут его алтаря.
Есть и множество других причин, почему невозможно связывать азимут алтаря храма с датой его заложения, посвящением или местом появления над горизонтом первых солнечных лучей.
Причина вторая (если первой причиной считать данные статистики). У нас отсутствует информация древнерусских источников о том, что строители каким-либо образом связывали дату, посвящение и азимут.
Причина третья. Не доказано, что строители ловили первые лучи солнца и по ним ориентировали храм. А если, например, день заложения храма был облачным? А если к востоку от стройплощадки располагался лес, какие-либо постройки, крепостная стена или хотя бы высокий забор? Статистика показывает лишь то, что строители примерно знали, в какой стороне восходит солнце, и более точно не ориентировались.
Причина четвертая. Планы древнерусских церквей разбивались настолько неточно, что измерение азимута по разным стенам зачастую дает ошибку в несколько градусов. А ошибка плюс-минус всего 1 градус дает серьезный разброс даты восхода солнца: весной-осенью это два-три дня, а летом - до 10 дней.
Причина пятая. Даже разница в азимутах на момент появления первых лучей солнца и на момент полного подъема светила над горизонтом дает разброс: для Киева, Москвы и Новгорода - около 1 градуса, для Архангельска - около трех. И эти градусы дают ошибку еще в несколько дней, а то и недель (см. выше).
Причина шестая. П.А. Раппопорт отмечал и то, что при расположении храма на возвышенности азимут сдвигается к северу на несколько градусов, и все весенние даты следует считать более поздними, чем при нормальном горизонте, а все осенние даты, наоборот, более ранними. При пониженном расположении храма или суженном горизонте картина обратная26. Значит, ошибка измерений в таких местах, как Коломенское, Звенигород, центр Владимира или Киева, еще более возрастает.
Причина седьмая. Большое значение для ориентации храмов имела городская застройка (об этом писали и Р.М. Гаряев27, и П.А. Раппопорт28), но определить, где древнерусские строители ориентировались на нее, а где не ориентировались, бывает очень сложно, так как улицы часто меняли направление или вовсе исчезали. А, например, в Каргополе храмы, стоящие вдоль Октябрьского проспекта, ориентированы практически одинаково, но не на восток и не на юго-восток (т.е. не вдоль проспекта)29.
Причина восьмая. Во многих случаях строители каменных храмов ориентировались по предшествующим деревянным, и в этом случае какие-либо выводы вообще сделать невозможно, как и определить, в каких случаях ориентировались, а в каких - нет.
Причина девятая: то же самое относится и к многочисленным случаям ориентации по соседним храмам (как во многих московских монастырях - Донском, Новодевичьем, Данилове, Новоспасском и др.), при этом во множестве случаев по соседним храмам не ориентировались (наиболее яркий пример - строительство Алевизом Новым Архангельского собора в Московском Кремле).
Причина десятая. Если бы вопросы мало-мальски точной ориентации алтарей на восток или какой-либо иной азимут вообще заботили строителей, то в XVIII-XIX веках, когда повсеместно появилась возможность использовать компас, храмы были бы ориентированы очень точно, - а, например, азимут Храма Христа Спасителя составляет не 90º, а 125º.
Причина одиннадцатая. Даже в отсутствие компаса не существует никаких проблем точного определения направления на восток: для этого достаточно вбить в землю шест, в любой солнечный день отметить направление наиболее короткой тени (север), а затем отложить от этого направления прямой угол на восток. Это еще раз подтверждает то, что вопросы мало-мальски точной ориентации алтарей на восток строителей не заботили.
Причина двенадцатая. Не следует смешивать разметку плана храма (когда определялся азимут алтаря) и его заложение, обычно понимаемое летописцами как торжественное богослужение «на основание». Эти действия далеко не идентичны и не одновременны.
Существует традиция заложения храмов, городов и прочих построек на «нулевом цикле». Таков современный «Чин на основание церкви»: «…Основание же церкви приготовляется следующим образом: если церковь каменная, то выкапываются рвы, приготовляются камни и известь, и на одном четырехугольном камне изображается или высекается крест. Под крестом приготовляется место для вложения святых мощей и полагается следующее написание… Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи, но наличие четырехугольного камня обязательно. Кроме этого, приготовляется большой деревянный крест и выкапывается яма на месте будущего престола, куда он будет водружен...»30. И в древности торжественное богослужение «на основание храма» совершалось преимущественно над фундаментными рвами или при выведении фундаментов на уровень почвы, как в московском Успенском соборе 1475-1479 годов.
Но рытье фундаментных рвов, а тем более выведение фундамента на уровень почвы, - длительный процесс, который начинается только после того, как план храма размечен. Следовательно, между разметкой и заложением не могло не пройти, как минимум, нескольких недель.
Многократно бывали и случаи, когда между заложением и началом строительства проходило много лет (к примеру, каменные стены Новгорода были заложены в 1302 году, а строительство - с повторным заложением - началось только в 1331 году).
По всей видимости, еще более частым (скорее даже массовым) было проведение богослужения «на основание церкви» в то время, когда здание уже было частично построено. Так, новгородская церковь Благовещения в Аркажах была заложена 21 мая и окончена 25 августа, церковь Благовещения на Мячине заложили 21 мая и окончили 25 августа 1179 года, московская церковь Николы Гостунского была заложена 21 июня и строилась 9 недель, церковь Спаса в Старой Руссе заложили 21 мая и окончили 31 июля. Столь короткие сроки строительства больших каменных церквей можно объяснить лишь тем, что «закладывались» уже частично построенные храмы.
Заложение храмов производилось чаще всего в мае-июне31, при том, что строительство вряд ли начиналось позднее марта-апреля (чтобы успеть его закончить до осени). И такой сдвиг дат заложения вполне оправдан: на раскисшей весенней почве не всегда было возможно проведение торжественного богослужения, когда епископы и священники, облеченные в парадные одежды, должны были в сопровождении всего клира проследовать крестным ходом по стройплощадке.
Вероятно (хотя статистически и документально не доказано), что заложение по возможности старались приурочить к дням празднования святых, которым посвящались храмы. Но в этих случаях временной разрыв между фактическим началом строительства (соответственно, определением азимута алтаря) и богослужением «на основание церкви» мог оказываться еще бóльшим. Впрочем, П.А. Раппопорт справедливо утверждал, что значительно чаще с днем патрона церкви совпадало не ее заложение, а освящение32.
Необходимо учитывать и то, что заложение каменных храмов обычно производили архиереи - весьма занятые люди, и их участие в богослужении могло откладываться на несколько недель, а то и месяцев. Участие в заложении храма царя, князей и бояр также могло вести к многократному переносу церемонии. При этом строители, связанные подрядным договором, должны были вести работы независимо от даты торжественного богослужения.
Из всех вышеперечисленных причин следует, что никакой связи между азимутом алтарей древнерусских храмов, датами их заложения или начала строительства и посвящениями их престолов не усматривается. Ни строительная практика, ни церковные правила не предусматривали мало-мальски точной ориентации на восход в тот или иной день, и азимут алтаря должен был лишь примерно выдерживать восточное направление. На практике это означало колебание азимута алтаря в диапазоне плюс-минус 50-60º от востока (а в Новое время этот диапазон стал еще шире - плюс-минус 90º, а то и больше33).
Таким образом, «азимутальный метод» нельзя считать научно обоснованным, и все практические результаты, полученные исследователями с его помощью, не соответствуют действительности либо объясняются случайными совпадениями.
Тему определения дат и посвящений храмов по азимуту их алтарей можно полагать закрытой.

Архитектура, Полюс, Религия, Церкви

Previous post Next post
Up