Федоровский собор в Петербурге

Aug 15, 2016 20:51

Оригинал взят у tito0107 в Федоровский собор в Петербурге
Едва приехав на Московский вокзал в Питере я пошел осмотреть Федоровский собор (1911-1914 гг., архитектор С.С. Кричинский), по рекомендации church_graphics. Не скажу, что я большой любитель историзма и эклектики вообще и русского стиля в частности, но тут особый случай.
Во-первых, Федоровский собор связан с Костромой, он воздвигнут в честь Феодоровской иконы, которая, по преданию, связана с призванием на царство Михаила Романова. Собор был воздвигнут к Трехсотлетию дома Романовых и символично, что находится он в начале пути в Кострому (сто лет назад туда ходил прямой поезд с Московского вокзала, а сейчас не ходит).
Во-вторых, интересна сама архитектура собора как с эстетической, технической. так и с идеологической точек зрения. Высоченная железобетонная церковь, построенная по образцу ростовских храмов 17 столетия (почему не костромских, интересно?).



Разумеется, русский стиль - отголосок эпохи романтизма. Начавшись с попыток Тона и его современников натянуть декорации "а ля рюс" на классическую основу, к последней трети 19 века он оформился во вполне органичное явление и не только в архитектуре, достаточно вспомнить коронацию Николая II, или всем известные карты, созданные по мотивам бальных костюмов. Этакий косплей в масштабах страны.

Есть в этом что-то китайское (в смысле, от современных китайцев) - нет в Питере древних, допетровских храмов - так пусть будут. И кремлевская стена для верности, как же русская столица без Кремля.







И белокаменные палаты:






Здесь можно было бы снимать "Ивана Васильевича" - погрешили бы против истины не больше, чем Гайдай, избравший декорациями для событий времен Грозного архитектуру второй половины 17 века. Но не суждено. В 1932 г. церковь превратили в корпус молокозавода и восстановили совсем недавно.

Выглядит действительно убедительно - допетровская архитектура в центре Петрова града. Но я не могу воспринимать Федоровский храм и его окружение иначе, нежели дорогостоящую декорацию. Впрочем, эта декорация - тоже памятник своей эпохе, а заодно и нашему времени.



Как будто бы белокаменная резьба обрушилась за многие века.












Изразцы









Интерьер верхнего храма. Когда то здесь были росписи под Гурия Никитина









Майоликовое панно "Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом" (восстановлено)

20 век, 21 век, Петербург, Церкви, Русский стиль

Previous post Next post
Up