Итоги майского похода (29 апреля - 11 мая)

May 13, 2010 15:37

Soloing

В этом году мой поход впервые задумывался как соло -- в большом базовом лагере стоять все 2 недели не хотелось, а более ходящая традиционная "майская" бездетная компания в этом году впервые за много лет не смогла отделаться от работы. Поэтому я прикинул маршрут на 4-7 дней и умеренную раскладку еды, но в последний день Макс окончательно решил, что тоже пойдет со мной часть маршрута (первые 3-4 дня), а дальше ему надо будет спускаться, чтобы поработать 3 дня. После этого я планировал прийти в базовый лагерь, чтобы позаниматься скалолазанием 2-3 дня, и может быть ещё пройтись остаток дней (2-3 дня) по пещерным городам вблизи Бахчисарая или проваляться на пляже, в зависимости от настроения.

Ходить одному очень понравилось. Во-первых, совсем другие ощущения. Собственная свобода и окружающая природа ощущаются и воспринимаются гораздо ярче, идёшь в своём комфортном темпе, останавливаешься когда хочется, а не когда надо, видишь гораздо больше, маршрут можно корректировать при желании, и главное -- совершенно не с кем спорить, куда идти, что делать, и что правильно. Есть ты и путь. И твои решения. Очень похоже на фриланс в работе, кстати.

Ещё очень заметно то, что появляется возможность спокойней знакомиться с людьми и находить интересных и приятных попутчиков. Ты не привязан ни к своей компании (которая своей может быть чисто номинально и по привычке), ни к жесткому маршруту, не обязан никого сопровождать, кому-то нравиться. Ты свободен. Хочется -- идёте вместе, если желания совпадают, нет особого интереса -- расходитесь и каждый идёт дальше своей дорогой. Вообще у меня особое трепетное отношение к одиночкам, а в этом году встретил аж троих новых соло-путешественников. Да-а-а, а вот до Наташи в Коктебель так и не добрался в мае, хотелось бы узнать, как она там поживает... Ну, будет ещё одна причина в июне выбраться дня на 3-4 и пройтись по восточному Крыму, где я толком и не ходил с рюкзаком -- в первой половине июня там ещё безлюдно и не сезон. Майский поход подарил много интересных новых знакомств, совершенно неожиданных встреч со старыми шапочными знакомыми (которых ну аж никак не ожидал увидеть в среде горных туристов), а каждый день в мае оказался интересней, ярче и эмоциональней предыдущего. Давно такого не было. И я не знаю, кому за это говорить спасибо, но спасибо :)

Мой итоговый маршрут практически не отличался от запланированного (здесь внизу немного и вот ещё). Только вместо спуска на Чигенитру и похода внизу Караби-яйлы прошелся по верху, миновав неприятную стоянку Ай-Алексий и остановившись по совету мудрого сэра Макса (http://www.max-foto.info/, он же tas_s) на Восточном Суате, где и пришлось с сожалением расстаться с приятной компанией эко-фило-программо-киевлян и маленьким медведем большой белой лайкой Макса -- Фраем. Фрай -- черноглазый блондин и умница, чутко охраняющий лагерь и сопровождающий группу, убегая с впереди идущим и возвращаясь и нервничая, если кто отстал. На привалах занимался развлечением Кати и Вовы по очереди, заставляя их по утрам бегать по оврагам и лесам за произвольно выбранной палкой, хитро при этом улыбаясь и показывая всем язык. Была пара незапланирвоанных днёвок, о которых я совершенно не жалею.

Снаряжение и одежда

Печка отрабатывает свой вес процентов на двести. Очень доволен. Особенно сильно почувствовал это на Инжире, где дров абсолютный минимум, зато под ногами толстый ковёр сосновых иголок и местами шишек, которые ещё не подобрали для костров, за 20 минут вечером удалось собрать целый большой пакет сосновых веточек, немного шишек и обломков дров возле старых костров. А в итоге весь этот кулёк я оставил под деревом, потому что на пару дней (пришел ближе к вечеру 9-го, 10-го ел целый день сколько мог, 11-го не готовил утром из-за дождя: неохота было вылезать из палатки и мокнуть) мне с головой хватило предыдущей собранной голыми руками кучки мусоро-дров, совсем небольшой, а из этого кулька я взял буквально пару веток и ещё прятал там сухую траву для растопки. Так что он остался нетронутым.

Самая незаменимая одежда -- шорты, куртка из виндблока, быстросохнущие термофутболки (одна с коротким рукавом, другая с длинным, ещё одна велосипедная с CoolMax), хорошие ботинки или кроссовки, влагоотводящие термоноски. Я боялся, что мои увесистые ботинки для Кавказа будут огромны, тяжелы, неуместны в мае в тёплом Крыму, но они оказались великолепны и очень помогали на каменистых склонах, в глубокой листве (в которую проваливаешься, а там бывают и ямы, и разнокалиберные ветки), и даже месить в них глину после дождя было увлекательно. Очень доволен HAD-ом (он же баф). Хорошие термоноски в таком ботинке позволяют оставаться ноге сухой, никакого дискомфорта не чувствовалось. Шапка и перчатки из виндблока в этот раз не понадобились, но от них не откажусь -- весят всего по 40 грамм, а как отлично работают -- уже убедился зимой. Мембранная куртка-штормовка для защиты от дождя тоже пригодилась, доволен. И места занимает мало, в отличие от штанов.

Бесполезным оказалось зимнее термобельё: оно совершенно не помогало мне согреться в летнем спальнике, когда было холодно. А ходить в нём мне и зимой сложновато: это должно быть ОЧЕНЬ холодно. Самым действенным способом было спать в термофутболке с длинным рукавом, положив куртку виндблока сверху спальника. Если есть, к кому прижаться ночью -- помогает ещё сильнее, но это не всегда доступно в соло походах. Если не жалко места, вместо термобелья можно было бы брать в майские походы поларовскую кофту -- в ней гораздо больше воздуха, и в ней может быть гораздо теплей спать, а иногда она и пригодится даже летними вечерами, заменяя виндблок. Термобельё -- 420 грамм и немалый объём, поларовский свитер -- 340 при сравнимом объёме. Свитер в общем-то тоже не особенно нужен, но если место позволяет, взял бы.

Частично бесполезными оказались мембранные штаны-штормовка. Под дождём они, конечно, хороши, но идти в них долго мне всё равно жарко, даже если расстегнуть молнии-самосбросы по бокам. Быстро их снял, предпочёл идти традиционно в шортах. В общем, от них в следующий раз тоже откажусь в мае и летом -- минус 900 грамм и заметный объём. В случае дождей идти можно в шортах или штанах виндблока -- ну промокнут они немного в крайнем случае, вечером высохнут на теле или согреюсь в палатке. В общем, отсутствие мембранных штанов весной и летом в Крыму меня не пугает. Они и в марте-то не понадобились, когда воды кругом было хоть отбавляй, плюс снегом на пару дней угостило.

Шорты без карманов неудобны, но карманы могут заменить... носки. Я там держал компас, пару конфет, и мелкий мусор: просто втыкал между ногой и резинкой носка, прекрасно держится :)

Трекинговые палки -- от них не откажусь уже никогда, как и от печки, помогают очень заметно. На днёвках способны помочь с удобным растягиванием тента палатки. Для этой цели ещё неплохо было бы иметь в запасе 2-4 тонких длинных кусков верёвки для крепления растяжек к деревьям или камням. Хотя можно пользоваться и штормовыми растяжками, снятыми с палатки.

Спальником Terra Compact 700 не очень доволен -- в мае в нём ещё часто холодно, но проблема быстро решается курткой виндблока сверху. Решил всё-таки оставить его, будет летний лёгкий спальник. Вес 700 грамм и мелкие габариты подкупают. Качеством пошива тоже не очень доволен. Макс Туркин взял себе Pinguin 900-граммовый, он чуть потолще моего и более теплый, комфорт +2 вместо моих +12. Макс спал в нём на улице часто, без нареканий. К слову, мой спальник Терра компакт на +12 гораздо холодней Ханны Трек на +15 комфорта. Но размеры перевешивают чашу весов, да и цена невелика, так что поживу с ним.

Брал чайные свечки, экспериментировал с нагреванием воздуха в палатке вечером. Греют немного, но вполне заметно. Буду брать ещё. Брал 4 штуки, использовал парочку. Ну в целом удобная штука -- и фонарик можно сэкономить, и иногда чуть-чуть согреться. Но надо быть аккуратным с парафином/воском (или что там у них) внутри палатки: легко можно измазать этой гадостью одежду при неосторожном движении. И это фиг отстираешь, а влагоотводу ткани каюк. Так что будьте осторожны. Ну и огонь внутри палатки, но это уже очевидные вещи.

Чего не хватало

Во время похода созрело несколько пожеланий: хотелось бы иметь в будущем
  • механические часы (помогают с ориентированием по солнцу, планированием переходов и отдыха, не зависят от батареек);
  • обычный магнитный компас, в идеале желательно лёгкий и крепящийся на палец -- такие есть для тех, кто занимается спортивным ориентированием. Удобен будет при ходьбе с палками. Мой приходилось либо нести в руках, либо доставать-прятать. Хотелось бы поменьше этой мороки;
  • механический шагомер, способный подсказать, сколько километров прошли. Помогает без GPS и определения координат сориентироваться, где мы находимся хотя бы примерно, сколько прошли и дошли ли до предполагаемых картой примет на местности. Да и статистику дневную знать интересно. Через день или два после того, как обсудили идею с шагомером, встречаю в лесу Леонида с простеньким шагомером :) Поизучал, порасспрашивал -- идея в общем-то верная и правильная;
  • хотелось бы иметь удобный способ доступа к карте, не снимая рюкзака. Возможно, прозрачный карман на шее-груди или широкий карман в шортах на бедре. Может быть какой-то внешний карман или крепление на голень или бедро. Когда часто нужна была карта для ориентирования, я её цеплял на ногу (на голень с внутренней стороны) компрессионным ремнём. Не очень удобно снимать-надевать, и забавно наверное со стороны выглядит: на ноге карта-атлас, в носке виднеется компас (или несётся раскрытый в руке с палками, держа за крышку двумя свободными пальцами), на голове пестрый платок, в руках палки, на ногах нет лыж, зато есть огромные ботинки... Хотел бы я на себя посмотреть со стороны в том виде, в котором шёл-бежал по лесу в Хапхальском ущелье (опаздывал, надо было как можно быстрее спуститься);
  • возможно, в будущем стоит обзавестись складной цепной пилой, если от больших костров в компаниях не откажемся. Она гораздо удобней и намного легче топора. И минус лишние проблемы на таможне, если приходится пересекать границу. Лесники также не любят туристов с топорами, изначально предполагая в них идиотов, способных рубить деревья на дрова. А поскольку топор обычно сверху рюкзака, то наличие лишнего внимания при встрече очевидно.

В идеале, разумеется, хорошо бы иметь солнечную панель и возможность подзаряжать любые гаджеты и GPS, а про GPS в спортивном исполнении в виде часов с функциями, полезными в походе, тоже надо всеръёз подумать. Лучше со сменными батарейками/аккумуляторами в стандартном форм-факторе, а не со встроенными Li-ion/Li-pol.

Еда

После нескольких лет мороки с перераспределением общей еды и внезапными отказами некоторых участников от походов, в марте мы наконец попробовали готовить-паковать предварительно индивидуальные рационы на человека. И остались очень довольны результатами: никаких проблем из-за отказов и пересмотров количества в последние дни перед походом, каждый несёт только свою еду (и, возможно, часть общей: дневную порцию хлеба/сухарей на всех, часть полных комплектов на суп, чай, специи). Индивидуальные упаковки порций риса и гречки очень удобны при готовке. Этот способ всем понравился, как мне кажется.

Для соло при подготовке всплывает ещё одна важная особенность: проблема с маленькими упаковками, которые не делятся. Очень нужны такие, чтобы можно было съесть за один раз. В основном это консерв касается: остальное сухое несложно перепаковать ещё дома в индивидуальные кулёчки с пластмассовым зажимом. При желании можно найти 100-граммовые консервы с рыбой, паштетами -- их вполне реально использовать. Я пользовался белым мясом криля и ещё чем-то в таких же 100-граммовых упаковках.

Но удобней, конечно, как минимум вдвоём ходить: вскрыл банку, съел её пополам, и нет проблем. Но вдвоём удобней по многим причинам, не только по этой. Например, проще вещи оставить и сбегать на разведку местности. В цивилизации - в магазин, например, очень сложно с большим рюкзаком, на вокзале тоже при не очень длительном ожидании - или в камеру хранения сдавай, или с рюкзаком гуляй по окрестностям. Да и туалет, кстати: и с рюкзаком не попрёшься, и оставить обычно негде. Ну и более очевидное: общие вопросы безопасности в случае каких-то неожиданностей в походе. Посуда обычно что для одного, что для двоих - объем один и тот же (котелок на 1.5 литра комфортен для 1-2 человек, можно и втроем). Палатка тоже обычно одна на 2-3 человека. Так что это самый оптимум, если люди по темпераменту и физ.подготовке похожи. И не слишком тяготятся отсутствием большой тусовки, гитары и костра.

Сыр надо есть в первую очередь и планировать на 3-5 дней, не больше. Плесневеет. Или думать об альтернативах его хранения на более длительный срок.

Хлеб -- аналогично. Можно брать запас на неделю (пара буханок на человека для сухих обедов), но желательно контролировать. Лучше переходить на сухари. Или, как вариант, на несладкое печенье и солёные крекеры.

Солёное сало и копченая рыба -- ноль проблем. Самые универсальные и неубойные продукты. Можно ещё подумать о кальмаре, который в Крыму продается повсеместно.

Ещё одна мегаудобная находка -- сладкие ириски-колбаски по 140 грамм. Питательно и очень удобно для обедов, перекусов на ходу, и к чаю. Брал из расчета одну на два дня -- в марте хватало, в мае в принципе тоже. Но можно и больше, чтобы есть их ещё с чаем в течение дня.

Шоколад, каши (гречка, рис), изюм, курага, инжир, мюсли -- традиционные и проверенные, проблем не доставляют. Печенье лучше брать твердое, иначе быстро превращается в крошево.