Первый раз авиашоу Air Expo 2003 на базе ВВС Маккорд (McChord AFB) в Такоме я смотрел 13 июля 2003 года. В ангаре за ограждением выставлялся знаменитый
F-117_Nighthawk. В статье
о том авиашоу на сайте музея авиации базы говорится о 120 тысячах посетителей.
Тогда я снимал только видео на старую аналоговую камеру, которое потом переписал на обычную видеокассету, запись с которой в свою очередь позднее перевёл на диск, с которого сейчас выбрал отдельные наиболее чёткие кадры. Частично для такого использования я видео и снимал. В тот раз я держал камеру, как обычно, в левой руке по направлению движения. Видео я рассылал друзьям, но смотреть на дёргающееся изображение не очень весело.
Американские архитекторы и дизайнеры тяготеют к угловатым формам, прямым углам, кубизму и пр. более европейцев, но автомобили, самолёты, ракеты и космические шаттлы у американцев всё-таки обычных округлых аэродинамических форм. Даже танковые башни на старых танках. Литые округлые танковые башни были американской фишкой. Не знаю, насколько это повлияло на форму башни советского Т-34-85.
Самолёт трудно сделать угловатым. А вот американцам это удалось. Как только они смогли спрятаться за идею радарной невидимости стелс-технологии, так сразу и сделали единственный в мире и своём роде угловатый F-117 «Найт Хок» («Ночной ястреб») фирмы Локхид. До рассекречивания 10 ноября 1988 года он летал только ночами и невольно изображал НЛО. Истории про треугольные НЛО создавали информационное обеспечение секретности.
Этот колоритный самолёт одно время после рассекречивания снимали в ряде холливудских блокбастеров. Дважды в фильмах со Стивеном Сигалом «
Захват 2: Тёмная территория» и «
Приказано уничтожить». Другие фильмы: «Перехватчик», «Воздушный охотник», «Чёрный гром».
Угловатый самолёт и летал, как кирпич или в лучшем случае табурет. История
стелс-технологии освещалась в конце 90-х в России. Я посылал друзьям ссылки на статьи. Советский математик
Пётр Уфимцев в 1962 году опубликовал книгу «Метод краевых волн в физической теории дифракции» в которой излагался математический аппарат, который в дальнейшем использовался в стелс-технологии. Статья Вики на английском указывает, что Уфимцев развил идеи немецкого физика
Арнольда Зоммерфельда (
Arnold_Sommerfeld). В 1990-м Уфимцев перебрался в США, где участвовал в создании стратегического бомбардировщика
B-2.
Фотографии из интернета пролёта этого стелс-бомбардировщика
B-2_Spirit на авиашоу на Аэродроме Маккорд в Такоме 21 июля 2012 года:
Левое фото отсюда:
http://www.airshowsreview.com/2012_McChord_airshow_air_expo.htm.
Остальные отсюда:
http://acesflyinghigh.wordpress.com/tag/joint-base-lewis-mcchord-air-expo.
На этих сайтах ещё много фотографий полётов самолётов и вертолётов на авиашоу в Такоме и Сиэтле. Также
здесь.
B-2 также неоднократно летал над Сиэтлом в дни полётов «Синих ангелов» во время летних морских фестивалей.
Это направление стелс-технологии поглощения и рассеивания отражения радиоволн сантиметровой и дециметровой длины, испускаемых радарами, в Советском Союзе сочли безперспективным и дорогим в реализации. В США идею реализовали. Для этого потребовались ограничения в виде договоров на мировом уровне на радары с длинами волн в десятки метров. Если длина волны кратна длине корпуса самолёта или корабля, то угловатые формы стелс не работают, и аппараты легко обнаруживаются. Пока Россию это не касалось непосредственно, самолёты по технологии стелс могли эффективно действовать. В Панаме, например. В нулевые появились статьи в российских СМИ о необходимости выхода из договоров об ограничении на длину волны в радарах. F-117 сняли с вооружения в 2008 году. Зато американцы клепают большие угловатые корабли. Про «Новый Орлеан» я писал.
Вход на шоу был с южной стороны у самих ангаров.
Ангар с F-117.
Замаскировался - чёрный в тёмном ангаре - «Ночной ястреб».
Обычные в таких случаях сувениры.
«Чёрная овца» - название 8-й истребительной эскадрильи.
Вот только колёса не сделали квадратными или угловатыми, но шасси убираются внутрь.