Я привёл ссылки на интернет-материалы по кратеру в предыдущей заметке
здесь. После ярких впечатлений в Долине монументов и музее Навахо, упомянутых в предыдущей заметке про
Долину монументов, пришлось быстро и безостановочно ехать к Аризонскому метеоритному кратеру, который по плану поездки я намеревался обязательно посетить. Мы успели войти внутрь тамошнего музея за 45 минут до закрытия. Столько времени было на весь осмотр. Выход на край кратера и обзорные площадки только через здание музея. Территория везде огорожена, и свободного доступа нет. Столько времени заняло видео, с которого я взял кадры для этой заметки. Музей закрылся в шесть часов, а в Белен мы успели только к двум ночи к неудовольствию Кена, который ждал меня раньше. Ехать пришлось тоже без отдыха и остановок, ориентируясь по дорожным указателям на хайвэе в черте Альбукерка. Арендованный внедорожник я вёл весь день один, как и почти все остальные 10 дней нашего путешествия.
Дорога идёт через аризонскую пустыню. Края кратера возвышаются над окружающей местностью на 36- 60 метров. Это возвышение появляется на горизонте.
Становится виден комплекс кирпичных зданий.
Дальнее здание слева - это гостиница для посетителей, вроде лунных атронавтов в 60-е. Архитектура в стиле Алвара Аалто, но это Филип Джонсон, один из нескольких самых знаменитых американских архитекторов, автор проекта собственного «Стеклянного дома». Кстати, он дожил до 98 лет и умер недавно в 2005 году, а отошёл от дел только в 2004-м. Удивительная работоспособность при долголетии. В литературе его авторство на афишируется, даже есть информация, что здание павильона по его проекту было снесено в 50-е. Об этом есть смысл написать подробнее в следующей заметке.
Приложил руку к проетированию комплекса зданий центра для посетителей кратера и сам американский архитектор номер раз Фрэнк Ллойд Райт: в 1948 году он и Джонсон участвовали в конкурсе, в котором победил последний. Авторство Джонсона должно быть указано где-то в музее кратера, но я пропустил эту информацию. Причины отсутствия широкого популяризаторства его авторства мне неизвестны. Один из посетителей комплекса указывает в
своём блоге планировочное неудобство именно для осмотра самого кратера и причиной называет вероятную неопытность архитектора, как ни странно.
Другой посетитель пишет, что здание непримечательно, возможно, потому что это был ранний проект Джонсона. Проеты Райта и Джонсона немного схожи планировочно, по-видимому, таково было задание. Кратер находится в частном владении самьи Барринжеров и управляется их компанией
The Barringer Crater Company.
На мой взгляд, планировочное решение должно было не облегчить выход к кратеру и его обзор, а максимально усложнить или вообще исключить. Башня на снимке - это лифт на площадку. На нём или по длинной лестнице посетитель после прибретения билета попадает к турникетам входа.
За турникетами кратера не видно - там внутренний дворик, в котором находится макет «Аполлона», такая же кирпичная Стена славы американских астронавтов и информационные панели, такая, как на снимке. На ней план здания музея в уровне двора. За капсулой «Аполлона» окна магазина минералов, сувениров и кафетерий.
Этот стальной макет корпуса «Аполлона» использовался для испытания приводнения будущего «Аполлона 9». Подобные макеты я видел ещё в паре музеев. Они вполне настоящие и функциональны для своей роли. Разоблачители лунной аферы приводили данные, что весь «Аполлон 13» был просто такой вот болванкой. Не исключено, что и остальные тоже. Так что, может быть, это вполне реальная капсула для симуляции лунных якобы пилотируемых полётов. Таких могло быть изготовлено много, для музеев хватило.
Информация о приводнении «Аполлонов».
Описание тренировок будущих лунных атронавтов в кратере в 60-е, то есть геологическая подготовка. Был ли использован кратер для части «лунных» киносъёмок?
Люк вполне настоящий.
Болты видны, а сварочные швы нет. В одноя из музеев я видел сварной стальной макет без люка.
Окно в кирпичной стене с видом на аризонскую пустыню.
Сразы у входа выставлен метеорит и есть несколько витрин с фотографиями.
Ручка, наверное, принадлежала одному из лунных астронавтов.