Оригинал взят у
amiancien в
КУКОЛЬНАЯ ТЕМА ЖАННЫ ЛАНВЕНОбычно о вернисажах принято писать в связи с их открытием. Но так вышло, что я попала на выставку Жанны Ланвен (Jeanne Lanven, 1867-1946) в парижском музее моды Palais Galliera буквально в последние дни: она закрывается 23 августа.
Высочайшего уровня экспозиция заслуживает отдельного рассказа, но, во-первых, это уже давно сделали модные обозреватели, а во-вторых, мы в нашем Журнале строго придерживаемся кукольной темы. А вот об этом почему-то практически ничего не написано. Хотя у Жанны Ланвен она, к счастью, ярко присутствует.
На выставке представлены 110 костюмов, созданных в мастерских Lanvin. Часть из фондов самого музея, часть из коллекции нынешнего дома Lanvin. Каждый экспонат демонстрирует безупречный вкус, гармонию силуэта, цвета, сложную простоту кроя…
Это какое-то волшебное зазеркальное царство: некоторые вещи лежат в длинных прозрачных витринах, над которыми нависают тонкие зеркала.
Платье, положенное как бы чуточку небрежно, с изгибами ткани, отражается в них под разными ракурсами. Его не заслоняет стекло, и можно рассмотреть каждый стежок, увидеть такие мелочи, которые иначе заметить просто невозможно: технику отделки, ручного шитья, и даже маленькие секреты...
В центре выставки две кукольные фигурки: Жанна и ее маленькая дочь. Эта пара - сама душа дома Ланвен, у которой есть своя история.
Жанна выросла в большой бедной парижской семье, не имела возможности учиться и уже подростком работала на побегушках у модисток, чтобы помочь родителям поднять на ноги 11 детей. В 16 лет ее приняли ученицей в ателье, а через два года она взяла кредит и открыла свою небольшую шляпную мастерскую на rue de Mathurins.
В 1895 году вышла замуж за итальянца Эмилио ди Пьетро, но брак оказался неудачным и вскоре распался. На руках осталась единственная дочь Маргарит, которую родила в 30 лет, и любовь к которой стала главным смыслом не только жизни, но и творчества.
Несмотря на жесткую конкуренцию, дела у Ланвин шли успешно, и она могла себе позволить создавать для дочери костюмы из самых лучших тканей. Заметим: детской моды в то время практически не существовало, поэтому когда клиентки видели очаровательные наряды маленький Маргарит и детскую одежду на манекенах, украшавших мастерскую Ланвин, они начали заказывать наряды сначала для своих девочек, а потом и для самих себя. Все новые коллекции Жанна посвящала Маргарит, которая стала настоящей музой и ангелом-хранителем Ланвин.
В 1907-м Жанну и Маргарит сфотографировал художник-иллюстратор Поль Ириб (между прочим, друг и помощник великого Пуаре), а затем сделал с фотографии рисунок, который навсегда остался логотипом дома Ланвин.
Жанна заказала двух кукол по мотивам этого рисунка.
Они стояли на выставочном постаменте музее моды без стеклянных стен. Забавно было увидеть, что для тела девочки, похоже, использовалось старое тело обычной французской куклы-бебе; даже отломаны кончики пальчиков на правой руке.
Лица довольно условные, нечетко прорисованные; костюмы из черного хлопка с нашитыми сверху деталями приглушенной бронзовой парчи просты, но изысканно скроены... Эти две фигурки долгие годы украшали витрину магазина Ланвен.
Почему именно куклы - можно только догадываться. Скорее всего потому, что с них вообще все и началось.
Жанна часто рассказывала, что в детстве очень любила шить для своей куклы. Когда она подрабатывала в мастерских модисток, ей отдавали какие-то ненужные обрезки, и она старалась повторить детали понравившихся костюмов в кукольных нарядах. А в межсезонье куклы в буквальном смысле кормили: девочка мастерила кукольные шляпки и сдавала их в магазины игрушек (странно подумать, что может кто-то сейчас поправляет на своей кукле шляпку, созданную маленькой Жанной, и понятия об этом не имеет).
Эта любовь шить на кукол осталась у нее на всю жизнь, даже когда Ланвин стала богата и знаменита. Она создавала костюмы не только для своей дочери, но и для ее кукол. Например, в парижском музее декоративного искусства хранится кукла высотой 53 см в зеленом шелковом платье, полностью одетая Ланвен в 1918 году.
Часто афиши своих стендов на модных выставках, Жанна Ланвен украшала кукольными фигурками. На карточке ниже - экспозиция 1915 года в Париже.
Но были и совсем другие примеры, отсылающие к богатой истории модных кукол.
Так, специально к международной выставке в Нью-Йорке в 1921 году Жанна создала очень интересную куклу-модель "Зима" и сшила для нее роскошное платье из шелка и шелкового газа.
Это было своего рода данью тому периоду 19 века, когда французские модные куклы рассылалась по всему миру, чтобы продемонстрировать последние парижские новинки.
Куклы и игрушки населяли дом Ланвен не только в детской, но и в ателье. Вот, например, фото одного из залов:
Она использовала кукол в своей работе даже тогда, когда уже была признанным мастером. Некоторые модели создавала сначала в миниатюре, а потом уже в натуральную величину.
А иногда кукол заменяли просто маленькие манекены... И кто знает, может быть куклы, которым она в детстве шила костюмы и шляпки, чуточку помогали ей так феерически изысканно и успешно творить всю жизнь?..