Почти полвека назад Алушта на три месяца стала базовым лагерем для съемочной группы «Пленницы» - с 1 июня по 31 августа 1966 года. Любимцев публики - Юрия Никулина, Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Александра Демьяненко - можно было увидеть на прогулке по набережной или за столиком в ресторане. Для жителей города «Кавказская пленница» в буквальном смысле народное
кино. Дотошными краеведами подсчитано, что в массовках и эпизодах промелькнуло почти полтысячи лиц и спин местных жителей.
В общении с алуштинцами удалось узнать, что простому шоферу Ивану Иванченко (его уже нет с нами) пришлось выступить в качестве дублера Евгения Моргунова.
- Невероятной силы был мужик! - вспоминает краевед Александр Перченко. - Он водителем был, мог свой ГАЗ-51 приподнять. И вот именно он - в шлеме и полосатой майке Бывалого - вносит через ворота во двор Крапивных холодильник - часть калыма за Нину. Потом и лицо его в нескольких эпизодах мелькает - он выделяется своей мощной фигурой из толпы.
Место первой встречи Нины с Сааховым - напротив ворот, куда Юрий Никулин загонял баранов, - одно из самых популярных у фанатов картины. Тогда это был переулок Милицейский, а сейчас имени партизана Крапивного.
- Летом постоянно слышим, как народ фотографируется и напевает «хали-гали», - говорит хозяйка дома Надежда Крапивная. - У нас тогда, летом 66-го, три дня снимали дома. Им понравились ворота наши, только они сами навес приделали. Моя мама даже угощала всю троицу - они водку купили, а закуски не было. И она им огурцы, помидоры нарезала.
А вечерами вся троица - Трус, Балбес и Бывалый - ходила смотреть футбол домой к заведующей гостиницы «Таврида».
- Тогда же телевизор был еще редкостью в городе, - вспоминает жительница Алушты Светлана Иванова. - А тем летом как раз транслировали из Англии матчи чемпионата мира, и вот они не пропустили ни одной игры.
Некоторые эпизоды фильма до сих пор хранят секреты, известные лишь алуштинцам. Выручку от сеанса одновременной игры в домино и уроков твиста Трус (Георгий Вицин) пересчитывает не своими руками!
- Это руки моего дедушки, - рассказывает сотрудник Краеведческого музея Александр Муравский. - Он работал в Госбанке. И ассистенты Гайдая обратились в банк с просьбой: им нужен был человек, который умеет очень быстро считать купюры. Посмотрели, как это делает мой дед, и потом отсняли несколько дублей. У него на левой руке возле большого пальца татуировка «ПАША». На стоп-кадре можно разглядеть - ее заретушировали, но фрагменты все равно видны.
В этой пачке денег был и рубль, который за вход на танцы заплатил житель Алушты Геннадий Муханов.
- Леонид Иович заметил меня в ресторане «Волна», - вспоминает он. - Мы отмечали там свадьбу нашего друга и выходили танцевать, тогда в моде был твист. А Гайдай с Моргуновым и Вициным ужинали за соседним столиком и наблюдали за происходящим.
Режиссер сам подошел к фактурному парню и пригласил поучаствовать в съемках.
- У меня было два съемочных дня, за которые я получил по 10 рублей, - смеется Муханов. - Когда мне приклеили усы, Гайдай посоветовал: «Будь собой - тебе не надо притворяться грузином» - и пошутил по поводу рубля: «Не вздумай украсть - он поддельный!» Этот рубль я отдал Вицину, причем в фильм вошел тот дубль, где я его случайно выронил, а всего было шесть попыток.
Запечатлен на киноленте и легендарный для Алушты человек - Николай Орестович Попов. В эпизоде с домино он подает успокоительные таблетки старичку в очках (кстати, это один из авторов сценария фильма - Морис Слободской), который очень боится проиграть свою партию Балбесу.
- Это мой папа, - говорит Лия Попова. - Его в городе знали все, потому что он много лет подряд перед сеансами играл на фортепиано в кинотеатре «Шторм». Тогда ему было уже 78 лет. Снимался он в своей клетчатой рубашке и любимой белой шляпе - сам упросил съемочную группу, чтобы его не переодевали, и шутил: «Я вам дам за это 20 копеек».
Именно в Крыму появилась еще одна знаковая советская деталь - фигурка оленя на капоте.
- Мы ездили за ней в Симферополь, - вспоминает Лузанов. - И там на толкучке купили оленя от «Волги» ГАЗ-21 за 25 рублей. Я даже подумал, что за такие деньги мог бы и сам его сделать - у меня алюминий был.
На съемках их в распоряжении Александра Демьяненко было два осла. Причем разной масти и разного пола. Тот, что потемнее и с белыми «очками», задействован во всех сценах, связанных с передвижением на тропах и по шоссе, а та, что светлее - серая с белой мордой, снималась во всех статичных эпизодах. Это ослица по прозвищу Люся, которая долгие годы жила в Симферопольском зооуголке.
Алушта стала и основной площадкой под открытым небом. Дом бракосочетания, где нетрезвый Шурик пытаясь записать здравицу - «Не рассчитал свои силы... И мы имеем дело с несчастным случаем на производстве», на самом деле - здание городской станции переливания крови. А настоящий Алуштинский ЗАГС в фильме - это милиция, куда спешит Шурик сообщить о похищении Нины. Эпизод с администратором гостиницы (Михаил Глузский) - «Птичку жалко!» - снимали на турбазе «Юность». Тот корпус с фасадной мозаикой на тему из жизни советской молодежи можно увидеть и сегодня. Знакомство и застолье с кунаками - «Кергуду! Бамбарбия!» - происходило в зале ресторана «Солнечный». Сейчас это ночной клуб Underworld. Сцену, где Бывалый преподавал курортникам уроки твиста, нашли на территории турбазы «Чайка».
Также съемки проходили в окрестностях сел Лучистое и Куйбышево. В десятках фрагментов на фоне виднеются горы - очертания Демерджи и Чатыр-Дага. Лагерь альпинистов, откуда похищают Нину, был разбит в районе Никиты. Кстати, в мешке кунаки-разбойники несут уже не Варлей, а мужика из съемочной группы.
Погоню снимали на старом шоссе Алушта - Судак, когда там еще на поворотах стояли обзорные зеркала для водителей. А вот уснувший за рулем машины Бывалый (а вернее, его дублер, Моргунова после одного скандала Гайдай отстранил от съемок) едет по сосняку в районе Никиты. А заканчивается все на Ай-Петри. Там машина застывает на краю пропасти, и Шурик успевает достать из нее связанную Нину. Весь транспорт в кадре тоже с крымскими номерами - скорая, увозившая пьяного Шурика (84-95 КРП), и рефрижератор, где замерзала троица (36-87 КР). Отметился в кадре и Симферополь. Съемки улицы у «психбольницы» проходили там вдоль забора консервного завода им. 1 Мая.
Так что вопреки авторскому замыслу комедии, ее по месту съемок можно было бы назвать «Крымской пленницей». Фильм Леонида Гайдая практически весь снят в Крыму. Кавказа там совсем чуть-чуть - съемочная группа выезжала на три дня в окрестности Сочи, где на реке Мзымта снимали сплав Шурика в спальном мешке в бурных водах.
За первый год проката в кинотеатрах СССР «Кавказскую пленницу» посмотрели 76,5 млн зрителей! Практически каждый третий житель Советского Союза. Это четвертый результат в истории отечественного кино - после фильмов «Пираты ХХ века» (1980) - 87,6 млн, «Москва слезам не верит» (1980) и еще одной комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» (1969) - 76,7 млн.
Смотрите также:
На съемочных площадках популярных советских фильмов Источник:
rg.ru