Настоящая Лолита: реальная история девочки, легшая в основу самого скандального романа XX века

Sep 21, 2018 01:00

70 лет назад, незадолго до Рождества местная газета в Филадельфии выпустила душераздирающую статью под заголовком «Рождественская елка сияет: одинокая мать ждет свое дитя». В ней рассказывали историю вдовы Эллы Хорнер, чью белокурую дочь Салли, которой было всего 11 лет, похитил полгода назад незнакомец и с тех пор о ней ничего не известно ( Read more... )

литература, Лолита, преступление, книга, Владимир Набоков, роман, педофилия, культура

Leave a comment

0lenka September 21 2018, 05:28:52 UTC
Такое впечатление, что роман никто или не читал, или до конца не дочитывал. Сам Гумберт, по крайней мере, к концу вполне отдавал себе отчёт в том, что сделал неправильно, и вполне раскаивался - эпизод на мосту, «твоего голоса нет в этом хоре». До этого есть совершенно однозначный эпизод, как Лолита отпрашивается у него на школьное представление «трудным и рвотным для неё способом», а он потом передумал и все равно не отпустил, потому что там на неё будут сопливые мальчишки пялиться. Это совершенно не похоже на случай «развратная кобыла соблазняет неуиноуного дяденьку», это вполне ясное «ревнивый мудак использует девочку в качестве сексуальной игрушки против её воли, не даёт ей нормально общаться со сверстниками и жить нормальной жизнью, пользуясь тем, что она полностью от него зависит». И никакой там моральной нейтральности.

Reply

(The comment has been removed)

0lenka September 21 2018, 06:38:58 UTC
Как правило, они их при этом не трахают. Ну, не всегда, но в большинстве случаев. И опять-таки как правило - такие добропорядочные отцы слишком тупы и слишком не склонны к рефлексии по сравнению с Гумбертом, который хотя бы к концу понимает, что сломал девочке жизнь.

Reply

mookee September 21 2018, 07:32:46 UTC
Именнно так. Что интересно, это понимаешь не сразу. Когда я прочитала роман впервые, я была в восторге, но с каждым новым прочтением мне открывались неприярные моменты, которые разбросаны по тексту как в лоб, так и между строк. "Доросла" до понимания лишь в возрасте за 30, когда появилось ощущение, что то, что я читаю, мерзко. Не сам слог, он у Набокова восхитителен, а именно история. Мерзость и грязь. Особенно отвратны размышления Гумберта о том, как он хотел заделать Лолите ребенка, чтобы потом и с этим ребенком сношаться, а потом и ребенком этого ребенка, когда уже будет в глубоком маразме.

Reply

0lenka September 21 2018, 07:55:30 UTC
Крастер практически, чоуж.
Вина Гумберта состоит не в том, что он её соблазнил - девочки в этом возрасте пробуют свои чары на ком ни попадя, что совершенно не означает, что они доросли до секса или даже его хотят. Потискалась бы с одноклассниками и снова за учебники взялась, нормальный этап взросления.
Вина Гумберта в том, что он её развратил. То есть приучил её воспринимать ситуацию продажи своего тела в качестве нормальной, приучил пользоваться своей сексуальностью как средством, а не воспринимать, как часть личности. Лишил не физической девственности, а моральной невинности (причём сам, как положено старому козлу, этого и не понял). То есть у неё к концу книги не травма от насилия - насилие как таковое было, конечно, но в привычном, хроническом формате - а именно надломленность. Подавляющее большинство читателей заметили клубничку, а психологический трагизм пропустили мимо ушей.
Это как фильм «Маленькая Вера», который на самом деле гениальный и жуткий - но 99% хомячков помнят только сиськи главной героини.

Reply


Leave a comment

Up