Как статистика делает нашу жизнь лучше?

Sep 05, 2018 08:00

«Статистика знает все» - эта цитата из Ильфа и Петрова определила отношение советских людей к статистике - науке, собирающей, измеряющей и анализирующей массовые данные.

Определить определила, а адекватными знаниями по теме похвастаться могут, мягко говоря, немногие. Откуда, как и где появляются те самые данные, которыми мы раньше щеголяли под занавес застолья, а теперь и на трезвую голову в социальных сетях?





Нехватка времени и избыток информации вынуждают нас поглощать ее галопом по Европам. Пробежался глазами по очередной статье, вырвал цифры из контекста - и в бой, самоутверждаться на просторах интернета.

Слезаем с лавров диванного эксперта и разбираемся, как правильно использовать статистические данные, где их искать и какие источники считать достоверными.




Как вообще работает статистика?

Это происходит в несколько этапов. Сбор данных - систематизация - анализ - выводы - принятие решений на их основе.

Мы настолько естественно пользуемся результатами статистики в обычной жизни, что уже просто не замечаем этого.

Например, собираясь в отпуск, мы выбираем отель и перед бронированием номера обязательно смотрим на статистические данные: количество положительных и отрицательных отзывов, оставленных нашими предшественниками. Скрупулезный подсчет лайков под новым фото в инстаграме - это тоже элемент статистической методологии. На просторах интернета можно найти много интересных и забавных статистических сведений - от мотивов для вступления в брак, разложенных на проценты, до того, сколько людей ежегодно попадают в больницу от слишком бурных объятий.




А теперь вспомним заветную стойку в супермаркете с дегустацией нового продукта - в противовес анкетам в руках социальных работников, завидев которые лишь краем глаза, мы зарываемся в капюшоны и демонстративно надеваем наушники. А зря. Многие статистические наблюдения подобного рода могут облегчить и улучшить нашу жизнь.




Копаем глубже

Статистика - основа планирования, это вам каждый бизнесмен скажет - именно статистика позволяет уверенно держать руку на пульсе предприятия. Например, чтобы открыть действительно успешную кондитерскую, а не среднестатистическую, которых уйма, надо учесть невероятное множество факторов - начиная с численности детского населения в округе и заканчивая формой пряника, которую чаще всего покупают именно в этом районе.

Для этого предприятия заказывают целые маркетинговые исследования потребителей кондитерских изделий, которые стоят десятки, а то и сотни тысяч. Так можно сделать в магазине независимого сервиса опросов Anketolog.ru, там же заказать свой уникальный опрос.




В магазине исследований РБК разброс большего размаха - от исследования российского рынка свежих огурцов до анализа спроса на курсы изучения иностранных языков по регионам. Последние данные могут ускорить поиск работы для выпускников педагогических вузов или указать предпринимателю, где лучше всего открыть следующий филиал языковой школы.

Рассмотрим другой пример - молодая семья решилась на переезд. Естественно, современные реалии заставляют думать в первую очередь о цене вопроса. Но для счастливой жизни новой ячейке общества следует обратить внимание и на другие долгоиграющие факторы в выбранном муниципалитете или регионе. На количество детских садов и парков, на уровень преступности, на количество школьников, успешно поступающих в вуз после школы. Не стоит, конечно, предаваться параноидальному поведению, но осознанный подход к любому делу впоследствии поможет избежать неприятных сюрпризов.




К тому же далеко не за все данные надо платить. Вышеперечисленное и много больше можно найти на сайте Росстата, Мосгорстата, причем проследить динамику в течение лет десяти, а то и больше. Возможно это потому, что кто-то не прошел мимо очередного призыва поставить пару галочек в анонимной анкете.

Кстати, одним из самых масштабных и показательных видов анкетирования является Всероссийская перепись населения, которая проходит раз в десятилетие. Участвуя в ней, мы помогаем нарисовать детальный портрет соотечественников. На основе полученных данных разрабатываются социальные программы, стратегии развития, создаются новые рабочие места.




Статистические данные часто служат поводом для целых журналистских расследований. Например, в случае, когда особо наблюдательные и любопытные представители профессии на основе полученных чисел выявляют корреляцию между отдельными, казалось бы не связанными между собою явлениями и событиями. Между скачком заболеваемости органов дыхания в отдельной области и недавним открытием промышленного предприятия неподалеку. Или совсем свежее - рост свалки и одновременный рост числа аллергий у детей и взрослых.

Хотите жить лучше?




Говоря о локальных изменениях - запустить их можно не выходя из дома, просто мало кто в это углубляется, а если углубляется, то не верит. Тот же сайт «Активный гражданин». Не нужно быть политизированным для того, чтобы оценить предоставляемый спектр государственных услуг или пожаловаться на большое количество аварий на перекрестке у дома. Тогда подключиться к бесплатному Wi-Fi в метро удастся раньше, чем выйдешь на поверхность. А если инициативу проявит большинство, проанализировав данные, на перекрестке поставят светофор.

В общем, когда в следующий раз вы отметите про себя: «Какой хороший район!» - знайте: дело в том, что у него проактивные жители.

Понравилось? Жми лайк!

опрос, общество, активисты, социальные программы, исследования, статистика, партнерский пост, личные данные, объясняем на пальцах, перепись

Previous post Next post
Up