Золото - извечный объект вожделения множества людей, мерило богатства и залог лучшей жизни. Как бы многим хотелось, чтобы золото лежало у них прямо под ногами: бери, пользуйся, живи богато. Но под ногами оно не лежит, и так уж сложилось в этом мире, что добраться до золота становится все сложнее. Именно поэтому на протяжении всей истории человеческой цивилизации ценность золота никогда не падала, в отличие от множества других средств обмена и накопления.
Легкого золота на планете давным-давно уже просто нет. И чем дальше развивается человечество, тем сложнее становится добывать драгоценный металл. Приходится глубоко копать, изобретать новые технологии, извлекая золото из тонн руды буквально по крупинкам, долбить вечную мерзлоту и осваивать совершенно непригодные для нормальной жизни человека территории.
Если искать в России самые сложные места для жизни людей и работы техники, то Чукотка подойдет для этого лучше всего. Здесь тебе и суровые полярные ночи, и агрессивный арктический климат, и почти полное отсутствие дорог, связи, цивилизации и всего так необходимого человеку. Идеальное место, где природа решила хранить запасы золота. Но и здесь его научились добывать: с 2009 года компания «Полиметалл» осваивает месторождение Майское, одно из самых удаленных и труднодоступных не только в России, но и во всем мире.
Это месторождение было открыто еще в далеком 1972 году, но разрабатывается лишь десять с небольшим лет. И это при том, что оно входит в пятерку самых богатых месторождений России. Мало найти золото в арктической тундре на Чукотке: попробуй-ка его добудь!
Разработка Майского ведется одновременно двумя способами: подземным и открытым. Подземный рудник начал функционировать в 2010 году (добыча начиналась именно с него), карьер же появился буквально пару лет назад.
Работа и на руднике, и на карьере ведется 24 часа в сутки 365 дней в году. Каждое утро и каждый вечер в подземные галереи отправляется очередной караван из шахтных погрузчиков, самосвалов и напоминающих гусениц автобусов с рабочими. Подземная техника совсем не похожа на привычную карьерную: все машины будто прижаты сверху и обладают высокой маневренностью. Это сделано для того, чтобы максимально облегчить их передвижение и работу в подземных выработках, имеющих ограниченную высоту и ширину. Обычные самосвалы и погрузчики в них просто не поместятся.
Когда въезжаешь в почти километровой длины подземную галерею, ведущую в недра земли, куда уже не достает вечная мерзлота, волей-неволей ощущаешь себя эдаким муравьем, который отправляется в путешествие по огромному муравейнику. Здесь все подчинено определенному порядку, графику, здесь свои строгие правила, несоблюдение которых может привести к трагедии: одиночное передвижение по руднику запрещено, на время взрывных работ из-под земли выводят абсолютно весь персонал и технику, а перед спуском под землю каждый рабочий получает фонарь с персональным чипом, который передает в диспетчерскую его местонахождение в режиме реального времени, и самоспасатель, который всегда необходимо держать при себе. Причем это правило касается абсолютно всех, будь то обыкновенный проходчик или генеральный директор компании.
Протяженность всех подземных выработок - более 27 километров. Каждый день она увеличивается еще на десяток метров: вынимается пустая порода и добывается золотоносная руда. Каждую смену работы проводятся в разных частях подземного лабиринта по четко заданному алгоритму. Если вы представляли, что под землей работает огромная землеройная машина, вынимающая тонны грунта, то это не так. Проходка в современных рудниках осуществляется взрывным способом. Сначала геологи определяют, как залегает руда. Затем маркшейдеры задают направление по пласту и совместно с горным мастером производят разметку будущих скважин для закладки взрывчатки.
Когда разметка сделана, к делу приступает буровая установка, которая бурит четко по заданным маркшейдерами параметрам. Здесь нужна ювелирная точность, чтобы заряды максимально четко отделили запланированный объем породы либо золотоносной руды. Качество взрыва напрямую зависит от точности бурения.
Дальше в готовые скважины будет заложена взрывчатая смесь. Взрывные работы проводятся дважды в сутки. Перед этим из рудника выводится вся техника и люди. Пока взрывники выполняют свою часть работы, проводится пересменка, и сразу после того, как произведут взрывы на всех разрабатываемых участках и образовавшийся газ выветрится, новая смена заступает на работу.
Туда, где только что были взрывы, отправятся погрузчики и самосвалы для вывоза отделившейся породы или золотоносной руды (в зависимости от того, какой именно в данный момент там был пласт). Пустую породу вывозят в отвал, а полезную руду - на рудный склад. На погрузке золотоносной руды обязательно появляются геологи, которые с помощью современного оборудования анализируют содержание золота в пласте, контролируя и направляя работу на этом горизонте.
Отколовшуюся после взрыва породу или руду вывозят довольно быстро, и погрузчики с самосвалами сменяет техника для крепления горных выработок. Ее задача - закрепить кровлю и борта выработки, чтобы можно было работать без риска обвалов и аварийных ситуаций. На Майском порода в руднике довольно неустойчивая, поэтому большинство стен и сводов буквально обшивают металлической сеткой, которую сначала закрепляют специальными анкерами, а затем заливают бетонной смесью.
Крепление происходит довольно быстро, и буквально через несколько часов здесь уже можно продолжать работы по разработке горизонта. Все идет по кругу: разметка, бурение, взрыв, вывоз породы или руды, крепеж.
В среднем за сутки в каждом месте, где идет разработка, удается пройти около трех метров.
С недавних пор на Майском одновременно с подземным способом добычи производится и открытая: на карьере, который находится прямо над шахтой. По сути, постепенно срезается сопка, в недрах которой расположен рудник.
Ценную руду накапливают на рудном складе. Интересно, что ее не сваливают в общую кучу, а раскладывают по разным штабелям, в зависимости от содержания в ней золота. Позже ее будут смешивать во время обогащения, чтобы работать с необходимым усредненным значением в соответствии с разработанной технологией. Сейчас это просто горы серых, черных и зеленоватых камней, и сложно представить, что здесь спрятаны килограммы драгоценного металла. Но до него еще очень далеко: сначала предстоит обогатить руду, затем переработать обогащенную руду и выплавить из нее слитки Доре, из которых на аффинажном заводе отольют те самые золотые бруски 999,9-й пробы.
источник Понравилось? Жми лайк!