Откуда пошло

Feb 09, 2020 23:03

В №1 "Запретного слова" от 24.11.1917 (орган ЦК энесов, газета выходила под таким названием взамен закрытых) имеется такая заметка:

"Наше правописание.

Нас спрашивают: почему мы пишем "большевицкий", а не "большевистский", как пишут другие газеты и сами большевики ?

Да потому, что суффикс "ст" в данном случае мог быть взят лишь из немецкого языка ("большевистише"). В русском же языке суффикс "к" переходит в прилагательных или в "ч" (когда ударение в существительном на предпоследнем слоге: насильник - насильничий, невольник - невольничий) или в "цк" (при ударении на последнем слоге: босяк - босяцкий, кулак - кулацкий). Некоторые слова (как, например, казак) допускают в виде исключения, тот и другой суффиксы (казачий, казацкий). Может быть, и "большевику", как "казаку" свойственны оба. Но мы руководимся правилом, а не исключением. И, как говорим: не "дурачий", а "дурацкий", так и пишем: "большевицкий", а не "большевичий".

Во всяком случае - даже в том, если большевизм водворен у нас при помощи немцев, - с немецким суффиксом "ст" русский язык не должен мириться".

(Кажется, это первое разъяснение такого употребления, видимо, способствовавшее дальнейшему его распространению :-). Да, до закрытия "Народное слово" использовало суффикс "ст", т.е. идея пропагандировать употребления суффикса "ц" пришла в 10-х числах ноября 1917 г., когда газета выходила под маркой "Трудовое слово")
Previous post Next post
Up