В связи со скандалом в братстве литераторов

Aug 09, 2007 23:24

http://webid-studio.livejournal.com/139885.html, особенно http://galkovsky.livejournal.com/105027.html и очно
http://dolboeb.livejournal.com/1005990.html?thread=33882022#t33882022
предполагаю сообщить сведения о доходах классиков от их литературной деятельности. Начну с английских писателей:

В XVI в. в Англии была патентно-корпоративная система: издание осуществлялось либо по королевской привилегии, выдаваемой издателю, либо по записи в журнале Stationer's company (копирайту). Система была ориентирована на издателей и торговцев, а не авторов, поэтому они действовали в рамках патронажа со стороны влиятельных лиц. Рукописи покупались у авторов по крайне низким ценам: в 1598 г. Джон Стоу за "Исследование Лондона", которым занимался всю жизнь, получил всего 3 ф.ст. и 40 авторских экземпляров, Мильтон за "Потерянный рай" в 1667 г. получил всего 5 ф.ст. + по 200 авторских экз. с каждого из 3х первых тиражей (при жизни было 2, деньгами он получил 15 фунтов).

Положение изменилось после окончания гражданских войн и при развитии периодической печати и энциклопедий, в которых теперь могли сотрудничать авторы, а также - с принятием в 1710 г. закона об авторском праве. В результате от участия в "Современной всеобщей истории" и "Биографиа Британниа" (1747-1766) писатель Джон Кэмпбелл имел доход до 1000 ф.ст. в год. Первым профессиональным писателем считается Даниель Дефо - но он выступал скорее как издатель журналов, а не только романист. Ранее Джон Драйден успешно пытался жить на литературные доходы, но он рано сделался поэтом-лауреатом (т.е. придворным) и придворным историографом (1668 и 1670 г. соответственно), что, возможно, делало его отношения с издателями не чисто коммерческими (от издателя Тонсона за издание Вергилия он получил 1200 ф.ст. и за Басни - 250 фунтов). Некоторые писатели выступали против профессионализации - например, Свифт, который вел переписку от имени Гулливера и требовал всего 200 ф. ст. для раздачи бедным морякам. Первым поэтом постоянно интересовавшимся экономической и технической стороной издания (а также борьбой с пиратством) был Александр Поуп, именно благодаря ему гонорары стали расти: за свой первый "Опыт о критике" (1711) он получил 25 ф.ст., за "Виндзорский лес" - 32 ф. 5 шиллингов, за "Оду в день св.Сесилии" - 15 ф.ст., за перевод "Иллиады" - по 200 ф.ст. за том (всего 6 томов + подарочные экземляры, общая сумма - 4000 ф.ст.; для сравнения: недельный доход священника составлял около 1 фт.ст.). На "Иллиаде" Поуп заработал впервые больше, чем издатель, поэтому "Одиссею" переводил на худших условиях (получил тоже более 4000 ф.ст., но из этой суммы должен был заплатить помощникам, не получил подарочных экземпляров).

XVIII - первая половина XIX в. были временем дальнейшей профессионализации литературы (т.е. создания такого положения, при котором автор мог существовать на доходы от занятий литературой):

Например, Самюэл Джонсон получил
- за первую публикацию «Лондон» - 10 гиней
- за трагедию «Ирен» (выдержала 9 вечеров в Друри Лейн) - 195 ф.ст. 17 шиллингов + 100 ф.ст. за 3 издания.
- издавал журналы Rambler, а затем Idler («Рассеянный» и «Досужий») с расчетом на быстрые деньги
- «Словарь» - получил 1575 ф.ст. от издателя Джонсона вперед, которые истратил ранее, чем успел закончить словарь
- в целом бедствовал: пытался восстановить патронажную систему, но получил всего 10 ф.ст. от лорда Честерфилда,
- для покрытия расходов на похороны матери написал роман «Расселас, принц Абиссинии» (100 фунтов)
- за подготовку издания Шекспира - 1300 ф.ст.
- с 1762 г. получал государственную пенсию в размере 300 ф.ст. в год., поэтому теперь мог заниматься литературой, как хотел
- за «Жизнеописание поэтов» - 400 гиней
+ занимался литературной поденщиной, сотрудничая в периодической печати и т.д.

Большую роль в профессионализации писателей сыграло развитие жанра романа, т.к. оно увеличило читательскую аудиторию (вплоть до ремесленников, слуг), т.е. рынок печатной продукции. Однако, это было помимо сознательных усилий литераторов, за счет роста популярности жанра (с 1770 по 1800 г.г. вышло около 1300 романов): Сэмюэл Ричардсон продал авторские права на первый всемирно популярный роман «Памела» (1740) всего за 30 гиней, Генри Филдинг за «Джозеф Эндрюс» (1742, замышлялся как пародия на «Памелу», но вышел самостоятельным) получил 200 ф.ст., за «Тома Джонса, найденыша» (1749 г.) - 600 ф.ст., за «Амелию» (1752) - 1000 гиней. Лоренс Стерн сначала воспринимал занятия литературой как развлечение и сам вложил в издание «Жизни и мнения Тристрама Шенди» 100 ф.ст. в г. Йорке, за первое лондонское издание получил 50 ф. ст., за 2-ое - 250 ф.ст. Далее как автор с именем стал писать, собирая деньги по подписке - такая практика была распространена (та же «Илиада» в переводе Поупа и т.д.), благодаря чему стал профессиональным литератором.

В начале XIX в. в связи с войной с Францией в Англии сильно воздорожала бумага (т.к. для ее производства требовалось тряпье, поступавшее с континента) - это вызвало расцвет поэтических сборников как малообъемных. Вальтер Скотт не был профессиональным литератором в прямом смысле слова, т.к. получал 300 ф.ст. в год как гл.судья графства и 1300 ф.ст. как член высшего гражданского суда Шотландии, однако уже от поэзии получал большой доход: за 2-ой сборник «Песнь последнего менестреля» (с тиражом 27300 экз. за 8 лет) Скотт получил 769 ф.ст., за поэму «Дева озера» - 2000 ф.ст. (17000 экз. за 3 года, в лучшем оформлении стоила 2 гинеи за книгу). К писанию романов Скотт обратился в связи с финансовыми затруднениями печатной фирмы, партнером в которой состоял (Баллантайна). Это было уже после восстановления обычной практики литературной жизни, с доминированием романа (в 1815 -19 г.г. издавалось по 225 томов поэзии, из них 155 оригинальные произведения, в 1825 г. - только 110, в 1832 - всего 77).. В общем, за 18 лет Скотт написал 25 романов при цене авторских прав в 1500-2000 ф.ст. за каждый, кроме того, получал доходы с продаж (часть тиража передавалась этой самой печатной фирме издательством Контебля) и мог получать до 15000 ф. ст. дохода в год. Также он издавал серию британских романистов (как автор предисловия и комментариев), которая дала в 1818 г. ему 10000 ф.ст. Однако, во время кризиса 1825 г. Скотту пришлось взять на себя долги обанкротившихся Баллантайна и Констебла и уплатить 130000 ф. ст.

Скотт все же был исключением и самым удачливым литератором: Байрон за 2 песни «Чайлд Гарольда» получил 600 ф.ст., хотя был знаменитым поэтом, отношения с ним издателя были скорее патронажные (помогал Байрону при денежных затруднениях). Диккенс получал по 14 ф ст. за каждый ежемесячный выпуск «Записок Пиквикского клуба»; позже ему удалось выкупить назад права на ранее проданные «Очерки Боза» и «Оливера Твиста» (на последнее ему пришлось занять 2500 ф. ст. - т.е. в дальнейшем он смог получать уже большие доходы). Знаменитый впоследствии поэт Вордсворт за 4-х томное собрание сочинений 1820 г. (изданное в возрасте 50 лет) по 1826 г. получил всего 156 ф.ст., и лишь начиная с участия в сборнике «Кипсек» (новогоднее подарочное издание), за которое получил 100 ф.ст., стал получать приличные доходы (за всю жизнь по 1835 г. получил от поэзии не более 1000 ф.ст., в 1836 г. получил предложение в 1000 ф.ст. за собрание сочинений). Ему приходилось писать в стол, чтобы потом после смерти его родственники могли получить доход от ранее неизданных стихотворений. После его смерти было собрано 1100 ф.ст. пожертвований ему на памятник (в 1851-52 г.г.). С 1790 г. существовал Литературный фонд для анонимной помощи писателям, находящимся в затруднительном положении (подписчиками его были пэры и проч. богатая аристократия). Семья считалась в первой половине XIX в. респектабельной при еженедельном доходе не менее 48 шиллингов и годовом 125 фунтов, книга по цене от 5 шиллингов за переиздание романа были скорее роскошью (равно месячному запасу пива на семью).

Однако, в это время основным источником дохода издателей была уже популярная литература: авторские права на «Домашнюю кулинарию» Ранделл стоили 2000 ф.ст., а Мартин Таппер заработал 10000 ф. за «Общеизвестную философию» (сборник полезных советов). Тогда же распространился новый тип контракта - % с издания, а не единовременная покупка прав. В первой половине XIX в. произошла революция в печатном деле (цельнометаллические печатные машины), а также в бумажной промышленности (целлюлозная бумага), что в дальнейшем удешевило книгу, журнал и газету и позволило расширить читательскую аудиторию, а соответственно - и литературный рынок.

Но про индустрию русской литературы (а она сложилась именно в то новое время) - в другой раз.

XVII в., книговедческое, писатели, XIX в., XVIII в.

Previous post Next post
Up