Позиционирование философских «фестивальных» фильмов как
комедий становится тенденцией. Подход позволяет демонстрировать фильм массовому зрителю, при этом заметно, что по какой-то причине важен именно сам факт охвата широкой зрительской аудитории, а не понимание зрителем увиденного.
В силу многослойности фильма и некоторого кинематографического косноязычия его создателей внешние смысловые слои - буквальное прочтение и недвусмысленные намёки на фейковость прошлых и готовящихся лунных миссий, получились не особо удачно (получись они лучше, это был бы фильм высочайшего уровня). И дело не в игре актеров или недостатке их «химии» на экране, которую отмечают во многих рецензиях. Искусственность пространства в кадре, нарочито лубочное воспроизведение 1960х, картонные персонажи и игра актеров как раз таковы, какими и были задуманы, всё это лишь подчеркивает то, что хотели показать авторы на более глубоком смысловом слое.
Вкратце, не раскрывая всей игры и переплетений смыслов. О чём фильм?
Да всё о том же - о Небе и Земле Венере. Это говорится прямо и открытым текстом. В очередной раз видим «падшую» женщину и попытку её спасти. Йоханссон, выдавая себя за небесную силу, создаёт реальность, которая полностью иллюзорна, в отличие от «истинной» реальности, создаваемой Татумом, причём её демиург сведён до роли её орудия (опять всё говорится буквально), настоящий демиург она. Татум открывает Йоханссон глаза (и снова буквально), она начинает тянуться к «истинному» свету, но в итоге герой сам совершает «грехопадение». Их союз порождает наш мир, где ложь неотличима от правды, а реальность от иллюзии. Однако, дело не только в этом. Солгав, герой Татума мог увидеть высадку своих подопечных только на Луну, которая «неотличима от искусственной». Правда и истина всё так же присутствуют в мире. Свет присутствует во тьме. Но сам этот мир нереален.
В фильме на Луне был только Татум. Дорога назад на небо закрыта, и единственная сила, которая может вернуть героя туда, хотя бы на короткое время, это Любовь, на что явственно указывает стартующая ракета на фоне стигийских красот в финальных кадрах фильма