Velobike.ru - часть 2

Sep 14, 2017 23:23


Прошел месяц с того дня, как я оплатил сезонный абонемент на пользование Velobike.ru. Все это время довольно я активно пользовался этим абонементом: полсотни раз брал велосипед напрокат, накатав в общей сложности около 6 часов велопробега (согласно приложению). Основных маршрутов у меня два: (1)  от дома до метро ~10-12 минут; (2) от метро до работы ~5-7 минут. Сразу вынужден отметить, что сомнения, которые я выражал перед тем, как начать пользоваться этим сервисом, в своей предыдущей заметке, в большинстве своем оправдались, к величайшему моему сожалению. Это как раз тот случай, когда грустно оказаться правым...

Просто напомню, что когда московские чиновники объявляли о запуске сервиса прокатов велосипедов в Москве, они преподносили это едва не как альтернативу личному автотранспорту, выражали надежду, что прокат велосипедов станет весьма популярным среди москвичей и гостей столицы. Да и вообще велосипед очень активно пиарился московским ДепТрансом порой в самых идиотских формах (типа зимнего велопарада при 30-градусном морозе). Сейчас с уверенностью можно сказать, что нет... ничего из вышеперечисленного не случилось. Да и не могло случится в принципе при таком подходе, когда вместо реального и планомерного развития дорожной инфраструктуры, адаптации ее под велотранспорт, предлагаются только дурацкие популистские мероприятия, рассчитанные исключительно на информационно-медийный шум, чем на реальные дела. Велодорожки, проложенные кое-где и кое-как, так и стали единой транспортной сетью. Более того, после очередных "модернизаций" по программе "Моя улица", часть из ранее проложеных просто пропала, что подтверждает догадки о том, что на самом деле никакого плана развития велосипедного транспорта у мэрии просто не существует.

Но вернемся к сервису Velobike. В конце-концов, это самостоятельный сервис, который в общем и целом живет отдельно от других транспортных сервисов города, а потому и может, и должен быть рассмотрен отдельно.
Я долго подбирал правильное определение для Velobike. Ибо "транспортным сервисом" в прямом смысле этого слова назвать это нельзя. Вот метрополитен, автобусы и троллейбусы можно назвать транспортными сервисами, т.к. продуманы и тарифная политика, и есть некий гарантированный уровень этого самого сервиса: доступность, качество, безопасность и т.п. В случае Velobike, несмотря на действующий абонемент, тебе никто не гарантирует, что ты сможешь проехать из одного нужного тебе места в другое: поблизости от этих двух точек станций велопроката может просто не существовать, т.к. покрытие города этими станциями до сих пор весьма и весьма фрагментарное. Но даже если станция и окажется поблизости, нет никакой гарантии, что на ней в нужное тебе время будут свободные велосипеды, что все они будут исправны или, что еще хуже, может не оказаться свободных слотов для возврата арендованного велосипеда (об этом всем - чуть позже). Так что подумав, я понял, что Velobike можно назвать только одним словом: "аттракцион". Т.е. это некая такая развлекуха на потеху жителям, от которой не приходится ждать ничего серьезного, на которую нельзя надеяться или рассчитывать, да к тому же еще и весьма не дешевая. Вести речь о том, что человек добровольно откажется от своего автомобиля и пересядет на прокатный велосипед - это быть под дурью либо по факту заболевания, либо после приема веществ, изменяющих сознание. Т.е. за твои деньги тебе предоставляют всего лишь теоретическую ВОЗМОЖНОСТЬ прокатиться от одной станции к другой, причем без гарантии что ты реально сможешь сделать даже это.

Но давайте все-таки я попробую разложить свои претензии по полочкам.
1. Стоимость пользования сервисом.

В предыдущей заметке я подробно разбирал, почему стоимость пользования данным сервисом отнюдь не гуманна. С учетом того, что далеко не всегда в г.Москве стоит подходящая для велопокатушек погода, что ты сам часто можешь не успевать или банально не иметь сил/желания пользоваться данным сервисом, месячный абонемент в 600 рублей выглядит весьма дорогим.

Пользоваться суточным тарифом можно только время от времени, т.к. 150 рублей для разовой поездки - это очень дорого. Круглые сутки ты пользоваться велосипедом все равно не будешь, а 30 минутный лимит на поездку с 15 минутным интервалом между поездками ставит жирный такой крест на идее "прокатиться по городу в выходной".

Единственный более-менее разумный прайс - на "сезонку". Им я и воспользовался, оплатив в начале августа велопрокат до начала ноября.
2. Оборудование (велосипеды и станции проката)

Велосипеды, которые предлагаются к прокату, достаточно громоздки и тяжелы. Даже мне - взрослому мужчине - ежели вдруг понадобится его перенести на руках (спуститься в переход, к примеру), управится будет весьма не просто. Из-за большой массы и малой передачи (всего три ступени) разогнаться до хоть сколь-нибудь приличной скорости на таком велике не получится, так что выезжать на дорогу и двигаться в автомобильном потоке - даже и думать не приходится; только тротуары и прогулочные дорожки в парках.

Техническое состояние велосипедов очень часто оставляет желать лучшего. Далее я перечислю основные претензии:
  • Главное больное место - грипсы (ручки). Практически на каждой стоянке всегда можно увидеть вел либо с одной грипсой, либо вообще без оных. Дело осложняет тот факт, что переключение передач - поворотное на правой половине руля, поэтому хочешь не хочешь, а эту грипсу ты подкручиваешь ладонью при каждом переключении передач. Пару раз я просто вляпывался в резиновое покрытие, которое либо от времени, либо из-за некачественного сырья буквально липло к рукам... отвратительно!
  • Вторая по частоте проблема - тормоза (особенно задний тормоз). Учитывая тот факт, что тормоза ты не можешь проверить не взяв велосипед напрокат, проблема оказывается довольно серьезной. Т.е. ты пробуешь на стоянке - ручка вроде бы не "проваливается", т.е. тормоза вроде как есть, а начинаешь катиться - что жмешь ручку, что не жмешь - эффекта никакого. Таких случаев за месяц было несколько. При этом, сами по себе и дисковые тормоза, и планетарная система переключения передач - от Shimano, т.е. отнюдь не какие-нибудь китайские дешевые.
  • В самую первую поездку (и несколько раз потом) сталкивался с проблемами цепной передачи: при малейшем усилии цепь срывается и проскакивает. Похоже, что цепь банально изношена.
  • Из более редких проблем могу отметить неправильную установку седла (слишком высоко поднята передняя часть) - самому исправить практически невозможно, т.к. нужен специальный ключ-"секретка".
  • Пару раз попадались спущенные колеса, хотя чаще всего они перекачены до уровня "кирпича".
  • Несколько раз я сталкивался с ситуацией, когда велосипед просто "тупит" - его очень тяжело разгонять и он быстро останавливается. Такое впечатление, что колеса были плохо смазаны. А пару раз я катался на скрипучей и визжащей "старой телеге" - такое было впечатление, что всю смазку со всех движущихся частей просто смыло.
  • Хотя и передний, и задний фонари на велосипеде присутствуют, они, скорее, выполняют роль чисто габаритных. Задний фонарь стоило бы сделать мигающим. Передний практически дорогу не освещает. Когда я пользовался велопрокатом в вечернее время, я надевал свой налобный фонарь SUNREI, который хоть дорогу освещал. Справедливости ради нужно отменить, что боковая поверхность используемых на велосипедах шин имеет хорошее светоотражающее покрытие, т.е. при освещении сбоку велосипед видно очень хорошо.
  • Сломанные звонки попадаются очень и очень часто. Хотя пешеходы на них реагируют весьма флегматично, все-таки звонок - это тоже компонент безопасности.

Короче, перед тем, как взять вел, его приходится ощупывать и проверять... В дайвинге существует процедура "Проверка оборудования" порядок которой закодирован во фразе "Когда будешь готов, проверь все по порядку", где К - компенсатор плавучести и костюм (надеты и компенсатор работает нормально), Б - баллон (надежно ли закреплен), Г - грузы (надеты ли), П - пряжки (все ли застегнуты), В - воздух (работа регулятора), П - проверка ласт и другого доп.оборудования. Похожую мнемоническую проговаривалку надо придумывать и для случая велопроката, т.к. если какую-либо проблему ты обнаружил уже после того, как отъехал от станции, то вернув вел, тебе придется ждать 15 минут до следующей возможности взять другой.
3. Процедура решения возникающих проблем

Но больше всего проблем доставляет процесс возврата велосипеда. Особенно, если на конечной станции вашего маршрута попадется "проблемная" станция, то это может сильно испортить вам жизнь. У меня такой "проблемной" оказалась станция №0315, что в самом начале Ленинского проспекта - все описываемые далее проблемы с возвратом велосипедов происходили именно на ней.

Для тех, кто не знает, поясню: при возврате велосипеда надо (а) дождаться появления сообщения "Возврат ОК" на панели управления велосипеда; (б) дождаться SMS с подтверждение возврата.


Как-то раз я попал в ситуацию, когда велосипед вроде бы как написал "Возврат ОК", после чего я, не дождавшись SMS, рванул по своим делам. Но SMS нет и нет... Освободившись через минут 10, я все-таки решил на всякий случай позвонить. А мне оператор и говорит: "Нет, арендованный вами велосипед до сих пор числиться в аренде! Не могли бы вернуться к станции и подвигать велосипед в его слоте?" Хорошо, что станция находилась недалеко - вернулся, дергал, двигал велосипед туда-сюда, но станция его не принимала. Оставил заявку, и только где-то часа через 2 - 3 до станции доехал специалист и мне наконец-то подтвердили, что велосипед не угнан, а корректно возвращен. Если бы я не проявил настойчивость, не позвонил и не оставил заявку, мне бы запросто начислили аренду, и доказать что-либо было бы крайне затруднительно!

Несколько раз была более простая ситуация, когда SMS просто не приходит или приходит с большой задержкой. В первом случае оператор подтверждает, что прокат завершен и ты можешь заниматься своими делами, а во втором частенько SMS приходила ровно тогда, когда я дозванивался до колл-центра. Т.е. вместо ситуации "Подхватил велик, чтобы быстренько долететь до работы, сэкономив пару-тройку минут" ты попадаешь в принципиально другую: "Тратить время на ожидание SMS и общение с операторами". И происходит это, к сожалению, слишком часто.

Вот эта вот завязка на SMS мне не очень понятна. Сам по себе сервис коротких сообщений не имеет какого-либо времени гарантированной доставки. В зависимости от загруженности сети, сообщение может храниться на сервере у оператора до 72 часов. Да, чаще всего они приходят к адресату почти мгновенно, но гарантировать моментальную доставку SMS  ни один оператор вам не сможет. По этим соображениям гораздо логичнее было бы дублировать информацию из SMS в виде Push-уведомлений от мобильного приложения, оставив SMS в качестве резервного канала для тех, кто не пользуется смартфоном. Возможно такие "безсмартфонные" пользователи и существуют, хотя  каждый пользователь сервиса просто вынужден поставить приложение, ибо как еще узнать, что на той станции, куда ты собираешься доехать, есть свободные места для парковки? Дополнительно, в сообщение о завершении проката можно встроить кнопочку "Сообщить о проблеме", по которой пользователю бы открывалась форма для указания проблем с велосипедом, ибо как это сделать в текущей реализации - совершенно не очевидно.

Другая претензия: для приема звонков от пользователей сервиса используется обычный телефон в обычной городской нумерации (8-495-хххххххх). Это означает, что при звонке с мобильника на этот номер оператор будет списывать деньги. Учитывая, что звонить приходится часто, расходы на звонки могут быть значительными. Почему не использован сервис бесплатных звонков "FreeCall" с номером 8-800, как это делают все заботящиеся о своих клиентах сервисы, я не знаю.

Но я должен отметить и положительный момент: операторы берут трубку почти мгновенно. Только однажды пришлось ждать ответа оператора около минуты. Правда, при этом приходится предварительно прослушать около полминуты приятный женский голос, рассказывающий тебе то, что ты уже успел выучить едва не наизусть.

5. Размещение и заполненность станций велопроката.
Размещение станций по городу - это, пожалуй, самая главная проблема данного аттракциона. Его владельцы упорно не хотят идти в спальные зоны, где как раз было бы наиболее актуально разгрузить общественный транспорт. Просто посмотрите на карту размещения станций велопроката по адресу https://velobike.ru/parkings/ и вы все поймете сами - едва лишь половина города покрыта этими станциями. Если аттракцион будет развиваться и дальше такими темпами, то на покрытие всего города им понадобиться еще лет 5 - 7.

Несколько раз я выходил вечером из метро и обнаруживал, что на станции нет ни одного (нормального) велосипеда. Или же что велосипеды на моей текущей станции еще есть, а вот на той станции, куда я направляюсь, парковочных мест уже нет. Однажды я так торопился, что не удостоверился, что на станции назначения есть свободные места, после чего мне пришлось еще колесить по округе в поисках станции со свободными местами, а потом еще и возвращаться, т.е. я потерял гораздо больше времени, чем сэкономил.
Да, здесь нужна долгая и нудная работа по анализу и планированию. Понятно, что никаких средств не хватит на то, чтобы поставить станцию велопроката на каждом перекрестке в городе, около каждого микрорайона, натыкав при этом в нее по 100 велосипедов. Но что реально можно было бы сделать, так это хотя бы просто увеличить число парковочных мест, расширив станции. Ну и отработать корректно сценарий, когда ты подъезжаешь к станции, а свободных парковочных мест на ней нет. В велопрокате Лондона, например, если станция заполнена, то после простых манипуляций на её терминале тебе дают еще 15 бесплатных минут, чтобы ты мог доехать до другой станции. И в Париже, и в Лондоне я не раз встречал специальным образом оборудованные автомобили, перемещающие велосипеды от одной станции к другой. Днем. В разгар движения. В Москве за весь месяц я не видел таких автомобилей ни разу. Пару раз встречал "техничку" с логотипом Велобайка (автофургон, оборудованный для обслуживания велосипедов), но самих велосипедов внутри этого автомобиля не видел. Не буду утверждать, что подобных автомобилей у Velobike нет вообще; может, и есть. Но их работа не видна.




6. Приложение

В принципе , про все основные недостатки приложения я уже рассказал. Поэтому сейчас я бы хотел просто еще раз обратить внимание на саму важность приложения, как необходимого и очень важного компонента всего сервиса. Часть возможностей доступна и в терминале на станции проката, и, разумеется, на сайте Velobike.ru, но в дороге человек пользуется прежде всего своим смартфоном, так что важность качественного приложения для смартфона даже для сервиса проката велосипедов переоценить трудно: плохое приложение способно убить все удовольствие от пользования сервисом и буквально отвадить пользователя от него.

Кратко перечислю свои замечания к приложению:
  • Прежде всего переходить от SMS на системные Push-уведомления (уже одно это значительно снизит число звонков в колл-центр).
  • Необходимо добавить возможность оперативно и удобно по результатам поездки сообщать о технических проблемах с велосипедом или станцией.
  • Прокладка маршрута - и смех, и слезы; пока её вообще лучше убрать. Картографический движок Google, который используется сейчас, портит всё: там, где на велосипеде спокойно можно проехать дворами, он предлагает сделать петлю по автотрассе. В идеале, при запросе, приложение должно само предлагать интересные маршруты поездок, высчитывая при этом время и цену поездки.
  • Приложение должно больше понимать и помнить о самом пользователе: избранные станции, маршруты. Как я уже упоминал в самом начале, у меня два основных маршрута, которыми я пользуюсь постоянно, т.е. из всех станций города меня интересуют прежде всего 4. Почему бы банально не пометить их как "Избранные" и показывать отдельно?
  • Проблемы с актуальностью информации о состоянии станций проката (доступность велосипедов/мест) еще остались: в заголовке окна мелким шрифтом указано, когда было последнее обновление информации. Ты сам должен это прочитать и каким-то образом обновить, если информация уже не актуальна (хотя бы повесили мигающий значок, если информация не обновлялась длительное время). Кнопки/значка "Обновить информацию" нет, протяжка экрана вниз не работает; я чисто эмпирически догадался переключаться между вкладками "велопрокат/электропрокат" для обновления информации.

Сравните время на телефоне и время обновления информации - разница почти в час с четвертью. Т.е. вся отображаемая на экране информация уже не актуальна, но никакого предупреждения об этом нет. Надо приглядываться и стараться рассмотреть...

7. Безопасность

Учитывая тот факт, что претензий к техническому состоянию велосипедов много, и что далеко не все системы и части велосипеда можно проверить до того момента, как ты возьмешь его в прокат, вполне логично, что всю ответственность за все возможные проишествия во время поездки, возникшие из-за технической неисправности велосипеда, должна взять на себя фирма, предоставившая велосипед в аренду. К сожалению, вопрос страхования от несчастных случаев пока еще только решается: страховка на время поездки доступна только для аренды на сутки и только через сайт или терминал на станции, но не через мобильное приложение.

Мне это кажется странным. Все эти вопросы должны были быть решены еще на стадии запуска сервиса в эксплуатацию. И некой страховкой хотя бы в минимальном объеме должны обеспечиваться все пользователи автоматически. Это, в конце-концов, социальная ответственность владельцев сервиса.

Краткие выводы

То, что Velobike будет жить и развиваться, сомнений не вызывает. Станет ли он настолько массовым, чтобы как-то повлиять на транспортную ситуацию в городе - вот это вот вряд ли. Причин несколько (некоторые уже были озвучены чуть раньше):
  1. Климатическая зона Москвы не позволяет пользоваться обычным велосипедом круглый год. Да, есть энтузиасты, которые ставят на свои велосипеды и "зимнюю" резину, и даже дополнительные приспособления для езды по снегу, но это все - не для широких масс. До кучи не забываем и про чистоту улиц. Да и сам Velobike действует только в теплое время года. Так что "велосипед - круглый год" - это досужая фантазия чиновников Московского ДепТранса.
  2. Дорожная инфраструктура г.Москвы не приспособлена для передвижения на велосипеде. Это главная проблема, и силами Velobike ее не решить. И дело даже не столько в отстутствии велодорожек. Город потратил весьма значительные средства на то, чтобы приспособить съезды с тротуаров на дорогу для нужд людей со слабым зрением, но это сдалано в большинстве случаев настолько топорно и грубо, что даже при диаметре колеса в 24" тебе приходится притормаживать перед таким бордюром, дабы не вылететь из седла. Хорошо хоть подавляющее большинство подземных переходов оборудовано пандусами, и на том спасибо. Да, и плитка еще... Когда она положена ровно и правильно, большого дискомфорта поездка по ней не доставляет, но только если она положена ровно и правильно... дешевая рабочая сила редко когда исполняет свою работу качественно. Короче говоря, катаясь на велосипеде по городу, особо нигде не разгонишься, если еще вообще проедешь.
  3. Тарифы. Они пока что не стимулируют пользоваться сервисом велопроката. Вообще. Надо быть большим энтузиастом, чтобы пользоваться велопрокатом. Пользоваться общественным транспортом пока что значительно дешевле.
  4. Слабое покрытие города станциями велопроката - сервису нужно идти в спальные районы.
  5. Необходимы меры по регулированию заполненности станций: расширять сами станции, а так же оперативно перемещать велосипеды против пассажиропотока, разгружая заполненные станции и заполняя пустые. Вопрос чисто в умении анализировать статистику, та самая BigData.
  6. Приложение еще весьма далеко от совершенства: его нужно доводить до ума.
  7. Уровень технического состояния велосипедов пока еще оставляет желать лучшего, над этим нужно работать (хотя бы наладить обратную связь с пользователями через приложение, как было сказано выше). И крайне желательно все-таки сменить модель на какую-нибудь более легкую.
  8. После дождя велосипед не возмешь - он весь мокрый. Почему не сделаны хотя бы элементарные навесы над парковочными местами - непонятно.
  9. Страховка должна автоматически распространяться на все время аренды велосипеда и на все варианты аренды без исключения.
В сухом остатке мы получаем неутешительный вывод, что пока и сам велосипед как способ передвижения, и сервис Velobike - для Москвы являются больше экзотикой, чем реальной альтернативой общественному/личному транспорту. А сам Velobike остается больше аттракционом для таких же энтузиастов, как я.

транспорт, Москва, велосипед

Previous post Next post
Up