И снова про успех iPhone...

Apr 22, 2013 00:22

Снова и снова от вроде бы весьма осведомлённых и сведущих людей я слышу недоумённые обвинения пользователей продукции Apple  в секстизме или фанатизме. Мол, до iPhone 3Gs это был вообще не смартфон, а следовательно, покупать его могли только маньяки-сектанты. Едкие шутки в сторону пользователей первых iPhone не столько задевают этих пользователей, сколько показывают непонимание автором этих шуток законов рынка и исторических реалий.

Главная проблема в том, что авторы подобных шуток смотрят на всю историю развития компанией Apple своего успеха с позиции "гиков-смартфонщиков", а Apple-то как раз зашёл совершенно с другой стороны.

Напомню, что свой первый iPhone компания Apple выпустила в эпоху безраздельного царствования Symbian и пытавшейся с ней состязаться Windows Mobile (упрощённо, остальных игроков для простоты опускаем). Ни первая, ни вторая системы не были интуитивно просты. Да, компьютерному человеку (технарю или просто человеку, который легко разбирался с компьютером) было весьма просто разобраться и с интерфейсом тогдашних мобильных ОС. Но таковых людей - технарей, гиков, просто людей технического склада ума - всегда не так уж и много на свете. И всегда есть гораздо бОльшее число людей, которым тяжело вникать во все сложности взаимодействия с комьютерными системами.

Когда-то и я сам удивлялся: ну как можно называть процесс установки приложений на Windows Mobile "сложным"?!? Ведь обычно вся сложность заключается в запуске Setup.exe, который (при условии установленной на ПК программы ActiveSync) сам зальёт CAB-файл на устройство. А можно и вытащить этот CAB-файл ручками из недр папки \Program Files и залить на устройство ручками... А можно вообще пересобрать этот CAB-файл и поставить все компоненты туда, куда хочется... Все же просто!!!

Так вот, свой первый iPhone компания Apple выпустила не для таких вот гиков (как я, как другие пользователи Windows Mobile или Symbian), а для обычных пользователей, которых мы - гики - называем "тупыми юзерами"... Которые не хотят знать, что значит "покопаться в реестре"... что значит "вытащить установщик из temp-а..." и т.п. Первый iPhone предназначался не пользователям винмобайла или симбиана, а тем, кто не любил эти системы, кого пугали перспективы куда-то что-то лезть и разбираться. Эти люди не пользовались ТОГДАШНИМИ смартфонами, потому что не хотели выглядеть глупо, ибо все "продвинутые мобильные ОС" той поры задавали слишком много вопросов, слишком часто ставили пользователя перед каким-либо выбором, требовали весьма приличных знаний.

Первый iPhone по сравнению со смартфонами той поры был действительно примитивен. Но это только с точки зрения гика. А для простого пользователя, который до этого с радостью начал пользоваться таким удобным и простым сервисом iTunes для загрузки музыки на свой плеер, вместо удручающе неудобной процедуры файлового копирования, это устройство стало целой революцией. Вся любимая музыка - теперь в таком простом и красивом телефоне! Простом и не перегруженном лишним. iPhone не задавал лишних вопросов и не ставил своего пользователя в неудобное положение (а ведь это то самое когнитивное сопротивление, про которое Алан Купер в своей "Психбольнице..." написал целую главу). ОН НИКОГДА НЕ ЗАСТАВЛЯЛ СВОЕГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ВЫГЛЯДЕТЬ ГЛУПО, каким бы тупым не был сам пользователь. И это была именно та "козырная карта", которую Стив Джобс разыграл безошибочно и великолепно.

Первый iPhone вообще не целился на аудиторию гиков и технарей. Он целился в ту долю рынка, на которую ни Microsoft, ни концерн Symbian когда даже не поглядывали - на простых обывателей, не искушенных в компьютерных знаниях. Куда WinMobile, Symbian, BlackBerry и прочим гиковским штучкам путь был просто заказан. Это как стрелять не в центр укреплённого города, а палить зажигательными снарядами в заросли сухой травы далеко за стенами крепости с точным расчётом, что ветер и огонь заставят крепость сдаться. И крепость сдалась. И "пожар" от iPhone сперва охватил всю ту аудиторию, которая хотела пользоваться благами смартфонов, но не желала разбираться в технических тонкостях, а потом постепенно, от модели к модели, наращивая возможности и обрастая решениями, захватывал всё больше и больше людей, которые не хотели больше мириться с грубостью и неудобствами мобильных ОС, не хотели мириться с кучей нерешаемых годами проблем в юзабилити этих ОС, хотели простоты и банального удобства.

И вот так, совсем с другой стороны "откуда не ждали", iPhone смог не столько отвоевать долю рынка у других мобильных ОС, сколько раздвинуть мобильный рынок в те направления, куда другие "смартфонные ОС" даже и не совались.

ios, microsoft, interaction design, android, apple, воспоминания, iphone, жизнь, Психбольница в руках пациентов, mobile operation system, itunes, Алан Купер

Previous post Next post
Up