Страшная сказка из чешского фильма "Букет" (Kytice). Из всего, что я показывала своим студентем в курсе по фольклору, эта история произвела на них наибольшее впечатление (судя по сочинениям). Вроде бы, полдень не так страшен, как густая тьма, но страшно-престрашно. Если посмотрите видео, то вот вам вопрос (раньше не открывайте!)
о, а мне было так страшно, что ребенок ошпарится чем-нибудь с плиты, что полудница не испугала совсем - она, по крайней мере, прервала этот ужас с ором и киданием горячих сковородок. что касается вопроса - мне кажется, тут не бывает или-или, и в этом и есть главный ужас таких сказок: поделить мир на "тут наш светлый день" vs "а тут темные ужасы" - не удается. Т.е. работает эффект - "оно тут, с нами, и понять, где и когда оно включилось - невозможно".
Когда она ему рот зажимает, чтобы молчал - нос явно открыт. А вот когда к себе прижимает уже лицом - возможен и такой вариант. Ребенок там как-то подозрительно шевелит ножками, а потом и не шевелится, еще до того как Полуденница подходит вплотную. Могла и задушить ненароком от ужаса.
Вот как раз этот момент они и засекли, что он затихает в объятиях матери. И, стало быть, она сама его убила, так что нечего валить все на мимоходящих полудниц. А то все их обидеть норовят.
Ну, притихнуть как зайчик он мог и от ужаса, своего и материнского, справедливости ради. Как и капризничать так отчаянно вполне мог от того, что заболел, и в жаркий полдень сердечко не выдержало.
На мой взгляд, призванная матерью под горячую руку полудница, это суть те самые "непроизносимые слова", в которых потом раскаиваешься, но уже поздно. А полудница - не столько конкретная фейри сущность, сколько такая визуализированная персонификация самого знойного и тяжелого времени жарких суток, со всем, что они могут нести - тепловой удар. солнечный удар, внезапная остановка сердца, несчастные случаи, и прочие ужасы нашего городка.
Я решил, что дитя померло со страху (в отличие от ребят, кидавшихся камнями, у которых страх ушёл во враждебность). А вообще вполне себе вариант "Лесного царя", где тоже можно понимать и так, и сяк.
Я думала, что дитя померло, потому что мать отдала его полуднице (в отличие от девочки, которая отделалась солнечным ударом). И вообще не видела там двойного дна и удушения. И сейчас, если честно, не вижу. Но в классе у нас плюрализм :)
Comments 84
Reply
Reply
что касается вопроса - мне кажется, тут не бывает или-или, и в этом и есть главный ужас таких сказок: поделить мир на "тут наш светлый день" vs "а тут темные ужасы" - не удается. Т.е. работает эффект - "оно тут, с нами, и понять, где и когда оно включилось - невозможно".
Reply
Да, сказки прекрасны амбивалентностью. Просто у меня в тот момент не включился скептик, я полностью поверила в полудницу :)
Reply
Reply
Reply
На мой взгляд, призванная матерью под горячую руку полудница, это суть те самые "непроизносимые слова", в которых потом раскаиваешься, но уже поздно. А полудница - не столько конкретная фейри сущность, сколько такая визуализированная персонификация самого знойного и тяжелого времени жарких суток, со всем, что они могут нести - тепловой удар. солнечный удар, внезапная остановка сердца, несчастные случаи, и прочие ужасы нашего городка.
Reply
А вообще вполне себе вариант "Лесного царя", где тоже можно понимать и так, и сяк.
Reply
Reply
Она же лапы и к девочке в поле тянула, но её отбили дети. А мать, получается, что сама позвала и потом испугалась.
Reply
Reply
Leave a comment