Фольклор и криминал

Jul 26, 2012 21:19

В российском этнографическом журнале "Живая старина" за 1905 год тоже приводится несколько историй о суевериях и связанных с ними вполне реальных преступлениях. А третья история, на мой взгляд, не менее жуткая, чем происшествие с Бриджит Клири. Итак, пятничные страшилки из глубинки. 
(Кстати, очень много интереснейших народных поверий можно найти в журнале lena_malaa по этому тегу)

1. «Один из распространенных способов, когда нужно отыскать вора и вместе с тем наказать его, есть «вмазывание в чело». Случилась, например, кража, которую законными способами, как обыски, допросы, - открыть не удалось; тогда прибегают к «вмазыванию в чело». Способ этот состоит в следующем:

Украли, например, у крестьянина шубу. Тогда он берет небольшой кусок овчины - шубный лоскут - и вмазывает его в устье русской печи. Когда печь топится, то жаром, идущим из нее, начинает вмазанный лоскут коробить, а потом он тлеет и сгорает. Вора, по мнению потерпевших, точно также будет коробить, сводить судорогами, а потом он зачахнет, захиреет и может помереть или на век останется хилым и неспособным ни к какому труду, т. е. делается живыми мощами.

В дер. П. Уломской волости 10 лет тому назад совершилась кража. У женщины вдовы из амбара в закроме украли 2 мешка ржи. Во ржи у ней были спрятаны деньги, рублей 10, и они вместе с рожью были украдены. Рожь и деньги украл сосед, парень жених, и прогулял их вместе с товарищами. Так как кража была совершена со взломом замка, то следствие производил судебный следователь. Все соседи хорошо знали вора: но, боясь мести с его стороны, никто не доказывал. Так следствие ничего и не могло добиться. Тогда потерпевшая стала стращать вора, что она его вмажет в чело. Она готова была поступиться рожью, только деньги просила вернуть. Тот, пожалуй, и готов был бы отдать их, но деньги были прогуляны. Так показывал он потом на суде. «А вот я тебя вмажу в чело, так будешь помнить» пригрозила потерпевшая. «Кто кого прежде вмажет!» ответил парень. Через несколько дней женщину нашли убитую недалеко от дороги, ведущей из этой деревни в другою.

Преступник скоро был открыт. Он на первом же допросе сознался и рассказал, что убийство совершил из боязни быть вмазанным в чело. Он боялся тех мук и корчей, которые, по его убеждению, должны были начаться с ним после вмазывания, и решился предупредить. Он три для караулил соседку и, наконец, покончил с ней, когда она поздно вечером возвращалась домой из соседней деревни. Каторга для него лучше была «По крайности я здоров буду», говорил он спокойно на суде.»



2. «В убийствах, имеющих загадочный характер, иногда сами крестьяне, до прибытия следственной власти, отыскивают убийц. Для этого заставляют поцеловать пятку у убитого. Если ни на кого не падает подозрение, тогда пятку целуют все собравшиеся крестьяне деревни. (…) Если целует покойника не причастный к делу, то труп лежит спокойно, а если поцелует виновный, тогда покойник дает знать: у него, по убеждению крестьян, задрожат руки или ноги, может весь зашевелиться, а случается, как они говорят, что покойник вскакивает, хватает убийцу и душит его.

Три года тому назад на святках был убит крестьянин дер. К. Труп ночью привезли к с. У. и выбросили на дороге. Его нашли утром. Дали знать становому, но его не было дома. Тогда волостной старшина с понятыми пошли в деревню, из которой был убитый, и стали производить у всех повальный обыск. У одного старика крестьянина нашли много крови на дворе. Пол в избе был вымыт, но следы кровяных пятен кое-где были заметны. В крови оказался и топор. Все были убеждены, что преступление совершилось здесь, только никто не мог понять причин, вызвавших это бесцельное преступление.

Подозреваемый был старик лет 60, скромный и зажиточный, жил он со своей снохой, тоже скромной и тихой бабой. Убитый был бездомный горбатый крестьянин, проживавший у одного набожного мужика. Кормился он больше в нашем селе, а ночевать ходил в К. Накануне смерти он у священника поужинал, а у меня ему дали кусок пирога на завтрак к следующему дню. Ночевал в доме, где обыкновенно проживал. Утром в 3 часов ушел куда-то, а на следующий день его нашли уже мертвым, вывезенным к нашему селу.

На все допросы обвиняемые упорно запирались, а улики, в виде следов крови, объясняли другими причинами. Тогда соседи решили заставить их целовать пяту у убитого. Но так как в этот день было уже поздно, то процедуру отложили до следующего дня. Убийцы так испугались предстоящего испытания, что в 4 часа следующего утра явились к священнику на исповедь. Тот узнал тайну исповеди, но в то же время дал совет во всем признаться, что они и сделали.

В роковое утро крестьянин рано в другую деревню. Сноха осталась дома и стала блины печь. В это время приходит к ей горбун и стал просить блинов. Та блинов не дала, а еще обругала его. Он не стерпел и толкнул ее ногой в живот. Баба была беременна, она схватила топор и ударила его лезвием по голове. Горбун пал. Он еще со всей силы хватила его два раза по голове, а потом сволокла на двор. В это время приехал свекор. Сноха все рассказала ему. Он взвалил убитого на дровни и повез к селу, а она стала пол мыть. Сознаться преступников побудило не угрызение совести, не боязнь ответственности перед судом, а страх перед самим убитым, когда их заставят целовать пяту у него. Бабе представилось, что убитый горбун вскочит ей на плечи и не отстанет от нее. На суде оба обвиняемые были оправданы.»

3. «(…) Существует глубоко вкоренившееся убеждение, что свеча, сделанная из человеческого сала, имеет чудесное свойство наводить мертвый сон на всех людей. Когда такая свеча зажжена, можно брать все, что угодно: никто не проснется.

Не так давно, выездная сессия нижинского окружного суда рассматривала в г. Глухове характерное дело об убийстве мальчика с суеверными целями в деревне Никитовке Глуховского уезда.

Крестьянин деревни Никитовки Антон Мельник тоже крепко верил в чудодейственную свечу из человеческого сала. Он задумал во что бы то ни стало достать эту свечу.

Задача была не из легких, потому что сало надо было вырезать непременно из живого человека. Ходил в избу к Антону дальний родственник Мельника, здоровый краснощекий Ваня, одиннадцатилетний сын вдовы Евдокии Моргун. «Жирного» Ваню и наметили «для свечи» отец и сын Мельники и, чтобы приручить его к себе, дарили ему разные игрушки. На третий день Пасхи мальчик качался на качелях в антоновой клуне.

В это время сын Антона Мельника Митрофан подкрался к мальчику сзади и ударил его в голову кирпичом.

Ему скрутили поясом руки и ноги и, как выяснилось впоследствии, стали вырезать из живого мальчика куски жира... Окружной суд приговорил Антона Мельник к каторжным работам на 20 лет, а его сына Митрофана на 12 лет.»

cruel and usual, folklore

Previous post Next post
Up