Еще одна дивная вещь, о которой я узнала на монстроведении - St. Alban's Psalter (псалтырь Св. Олбана), созданный в 12м веке для английской монахини Кристины из Маркайта. Поскольку я не разбираюсь в Средних Веках, то ничего толкового об этой книге рассказать не могу. Но иллюстрации в ней просто изумительные! Например, вот эта, изображающая рождения
(
Read more... )
В качестве начинающего иконописца, позволю вставить свои пять копеек по теме:
Бегство из Египта - да, оказывается, действительно Иаков, брат Господень упоминается в связи с Бегством в Египет в некоторых житиях.
Удалось найти вот здесь:
http://www.holyfire.org/video_Weeping2001.htm
палехская икона:
http://www.obraz.org/index.php?menu=iconography&base=33&struct=476&icon_id=706
Фрагмент из «Рождества Христова со сценами жития», 1830-е, Невьянск, мастерская Богатыревых
http://www.ljplus.ru/img4/s/e/sergius_caesar/Christmas_6.gif
А вообще сюжет "Бегства" в рус. православной традиции достаточно редкий (А вот копты в Египте даже праздник такой отмечают).
Избиение младенцев - страница в книге, кстати, полностью соответствует канонам построения классической иконы.
По правилам, любая икона состоит из трех частей:
Ковчег (центр) - символ небесного мира
Поля (здесь с орнаментом) - символ мира земного
Еще здесь присутствуют золотые: лузгА - граница между двумя мирами, и опушь (каемка)
Вообще, строго говоря, все изображение должно быть вписано в ковчег.
Исключение - нимб святого, он часто выходит на поле (как в легенде о Св. Мартине)
Но часто бывают и исключения, особенно в образе Св. Георгия.
http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/ikons/georgy_pobed_novg_big.jpg
Мне лично нравится, когда какой-то фрагмент выходит «наружу». Но некоторые иконописные школы считают это недочетом композиции.
Крещение Иисуса - рыбы классные :) А еще среди рыб могут быть изображены русалки и тритоны (символы водной стихии)
http://images.cards.mail.ru/1b/18/ec1d314916fd8d90324d811728be181b.jpg
Сошествие во ад - тут-таки все оптимистичнее, не руки пожимает, а пришел забрать из ада. На некоторых иконах Иисус прямо тащит Адама с Евой из ада, как из болота:
http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/sedm/imiges/soch.jpg
http://photos.lifeisphoto.ru/6/2/63349.jpg
Еще раз спасибо большое за интересную информацию!
Reply
Про Сошествие во ад я знаю, просто там он им прямо таки пожимает руки, а на иконах заметно, что вытаскивает :)
Reply
С Иаковом все-таки не такой расхожий сюжет, до тебя я о нем и не знала. Можно предположить, что сюжет возник в качестве противодействия какой-нибудь ереси, отрицающей вечное девство Богоматери (в смысле, что братья, упоминаемые в Евангелии, родились задолго до Ииусуса).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment