Специально чтобы Кэрри не пришлось маяться с переводами, пишу про Марию Вечеру :) Источник информации - Judith Listowel, "A Hapsburg Tragedy - Crown Prince Rudolf." Много материала про Вечеру я найти не смогла, но чем богаты, тем и рады. Про Майерлинг тоже не пишу,
потому что не хочу повторяться.
И заранее извиняюсь перед двумя личностями, которые сию особу на дух не переносят :)
Ну а раз уж мы все равно здесь, заодно хочу порекламировать русскоязычное сообщество, посвященное императрице Елизавете Австрийской -
kaiserin_sissi Сообщество создано совсем недавно, но думаю что со временем там будет много интересных материалов.
Итак, Мария Вечера...
Прадед Марии по отцовской линии был словаком. Иосиф Вечера родился в словацкой деревне, но позже перебрался в Пожонь (сейчас Братислава) - в 18м веке этот город был столицей Венгрии. По профессии Иосиф был сапожником, а в Пожони взял в жены немку Элизабет Киллнер, чей отец занимал высокий пост в гильдии сапожников. Разумеется, зять тоже стал членом гильдии. У Иосифа и Элизабет Вечеры родилось 10 детей. Младший сын Георг, родившийся в 1796 году, пошел по отцовским стопам и тоже женился на немке, Каролине Ульман. Тем не менее, Георг оказался гораздо более честолюбивым и на карьере сапожника останавливаться не собирался. В 24 года он поступил на службу в городской совет, а уже год спустя из помощника секретаря его произвели в секретари. Твердыми шагами поднимаясь по карьерной лестнице, в 1839 году Георг Вечера стал городским комендантом, в подчинении которого находилась полиция. Во время революции 1848 - 1849 годов он занял жесткую позицию против венгерских бунтовщиков. Например, по его приказу был арестован и повешен протестантский проповедник, чьи речи отличались чрезмерным свободомыслием. Этот поступок привел жителей Пожони в ярость, но зато порадовал правительство. С 1850х по 70е годы он занимал различные посты при дворе. Кроме того, еще в 1849м Франц Иосиф хотел пожаловать Георгу Вечере дворянство, но тот отказался, очевидно считая, что жители Пожони просто выгонят его из города - мол, нажил себе титул на крови. Вместо этого он попросил у императора разрешения для его сына, Альбина, обучаться в Вене, чтобы затем присоединится к австрийскому дипломатическому корпусу. Франц Иосиф согласился.
Альбин Вечера, отец Марии, был спокойным и трудолюбивым юношей. По окончанию обучения, он начал блестящую дипломатическую карьеру. Уже в 1850м году он был отправлен в Бухарест в качестве помощника переводчика, в 1855 году назначен почетным секретарем австрийского посольства в Константинополе, затем, достигая все более высоких чинов, служил в Петербурге, в Лиссабоне, в Египте. Именно в Каире он и провел последние дни и был похоронен 4 ноября 1887 года. Происшествия с дочерью Альбин не застал. Можно сказать, что ему посчастливилось - Майерлингская трагедия стоила бы ему карьеры.
В Константинополе Альбин познакомился с семьей баснословно богатого итальянского банкира, Теодора Бальтацци. Бальтацци были старинным купеческим родом, их имя упоминается в документах 15го, 16го и 17го века в северо-итальянских городах, Венеции и Далматии. Теодор Бальтацци был женат на Элизе, дочери Ричарда Саррела - английского помещика, ставшего купцом в Леванте, а позже - вице-консулом в Константинополе. У супругов Бальтацци было 8 детей: четыре дочери - Элен, Мария Вирджиния, Элизабет и Шарлотта - и четыре сына - Александр, Гектор, Аристид и Генрих. Сыновья были отличными наездниками, спортсменами и заводчиками лошадей. Именно от них Мария Вечера переняла такую страсть к скачкам. Все дочери Бальтацци вышли замуж за аристократов, за исключением одной - Элен.
Элен Бальтацци, мать Марии, родилась в 1847 году в Марселе. На момент знакомства с Альбином Вечерой ей было 17 лет. Когда они поженились в 1864м году, Альбин хотя и занимал высокую должность, но титула не имел. Впрочем, чуть позже ему было пожаловано баронство. Интересно, но Альбин Вечера, который постоянно разъезжал по свету, не брал с собой жену, обожавшую приемы. Куда бы он не отправлялся, Элен с детьми неизменно оставалась в Вене, в доме на Schuttelstrasse 11, где 11 марта 1871 года и родилась Мария Вечера (которая впоследствии предпочитала называться «Мэри»). Девочку окрестили в церкви St. Nepomuk, в качестве крестной выступала ее тетя Мария Вирджиния. Вскоре после ее рождения Элен арендовала замок Шварцау, который Мария упоминает в прощальном письме к сестре Ханне, сравнивая его с Майерлингом. Элен так же навещала своих братьев и сестер, расселившихся по всей Европе, но к мужу не ездила никогда.
Помимо воспитания 4х детей, Элен была увлечена еще одной идеей - ей хотелось проникнуть в самые сливки общества. К своей задаче женщина подошла основательно - наняла превосходного шеф-повара, а братья помогли ей наполнить погреб лучшими винами. Она начала устраивать роскошные приемы, о которых говорила вся Вена. Со многими аристократами она познакомилась через братьев, которые общались с любителями скачек. Например, в 1880х годах Генрих Бальтацци проживал в Пардубице, где построил конюшни и площадки, на которых лошади могли упражняться в прыжках. В конюшни зачастила Мари Лариш, большая любительница лошадей, как и ее тетка, императрица Элизабет. Элен Бальтацци время от времени навещала брата и успела подружиться с Мари. Впоследствии Мари Лариш представляла Элен своим знакомым аристократом - и, скорее всего, не бесплатно. Более того, Элен Бальтацци даже попыталась приударить за крон-принцем Рудольфом в 1870 году, когда он проводил лето в Венгрии. Мари Фештетич, фрейлина императрицы, писала что поведение «этой женщины» просто ужасно - куда бы не поехал Рудольф, она следует за ним. Но от крон-принца Элен так ничего и не добилась. Если бы она только знала, какую жестокую шутку с ней сыграет судьба!
Мария Вечера с детства обожала платья и лошадей, кроме этих двух предметов ее мало что интересовало. Почти все свободное время она проводила на скачках. Всегда прекрасно одетая, юная Вечера считалась чуть ли не эталоном моды. В отличии от Элен, Мария навещала отца на его дипломатическом посту. В Каир она ездила 3 раза и, согласно запискам современников, в 15летнем возрасте завела там себе любовника-англичанина. Но все увлечения канули в прошлое, когда Мария положила глаз на крон-принца Рудольфа. Больше века отделяют нас от той истории, поэтому трудно судить о природе ее чувств - были ли это подростковая влюбленность в «селебрити», настоящая, исполненная трагизма любовь или каприз богатой девочки, ни в чем не знавшей отказа. В любом случае, история Рудольфа и Марии Вечеры стала одной из величайших трагедий 19го века.
Лариш и Вечера (последняя фотография Марии)