На международном авиасалоне МАКС-2019 интерес к российскому самолёту-амфибии Бе-200 проявили Новая Зеландия и Кипр. Давайте посмотрим, что же их впечатлило.
↓ 1. Бе-200 - российский многоцелевой гидросамолёт. Свой в трёх стихиях: он способен садиться и взлетать в небо как с суши, так и с воды. На авиасалоне МАКС-2019 герой этого репортажа Бе-200 участвовал в статической экспозиции и в лётной программе.
↓ 2. На МАКСе Бе-200 взлетал не с воды, а с огромной (5,4 км) ВПП, которую используют Лётно-исследовательский институт Громова и аэропорт Жуковский. Это самая длинная полоса в Европе и третья в мире. Длиннее только у Штатов (11,9 км) и Китая (5,5 км). Но у американцев полоса грунтовая.
↓ 3. Первый полёт Бе-200 совершил в 1998 году. Проект разработан Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Бериева.
↓ 4. На момент публикации этого поста, по данным реестра на Russianplanes.net, летает 13 самолётов Бе-200: 12 в России и 1 в Азербайджане. На МАКС-2019 на выставке и в небе был второй лётный экземпляр (но третий по счёту прототип) Бе-200 с бортовым номером 21512, построенный в 2002 году.
↓ 5. В воздухе Бе-200 предстал очень манёвренным самолётом, резко набирал высоту, закладывал такие виражи, что у меня даже на земле дух перехватывало наблюдать за этим делом.
↓ 6. Гвоздь лётной программы - сброс воды, окрашенной в российский триколор. Тушение пожаров - одно из базовых назначений этого самолёта.
↓ 7. Бе-200 может брать на борт до 12 кубометров воды (грубо говоря, 12 тонн). Если не ошибаюсь, на МАКСе таким эффектным образом распыляли в районе 6-8 тонн.
↓ 8. Самолёт может набирать воду, глиссируя над водоёмом - касаться поверхности воды и после заполнения ёмкостей снова взмывать вверх.
↓ 9. По тяговооружённости (отношению суммарной тяги двигателей к весу аппарата при полной загрузке) Бе-200 превосходит свежие «Суперджеты» и легендарные Ту-154, Ту-134. А в особом случае - при взлёте с воды - даст фору в показателе тяговооружённости, например, сверхзвуковым бомбардировщикам Ту-160 и авиалайнерам «Конкорд». Впрочем, такой особый случай - условность, как и это сравнение в целом.
↓ 10. Основным заказчиком и эксплуатантом Бе-200 является МЧС России. Были заказы от Индонезии, Китая, Чили и США, но информации о состоявшихся поставках я пока не видел.
↓ 11. О проблемах Бе-200 написано немало, не буду дублировать. Если интересно - погуглите или почитайте, например,
тут. Отмечу только то, что одним из вопросов является двигатель - изначально устанавливаются движки Д-436ТП производства украинской компании «Мотор Сич». После ввода Киевом запрета на поставки в России такой техники (2015) возник вариант ставить на Бе-200 двигатели как у «Суперджета». Но с ними тоже загвоздка: это франко-российское детище, и генпрокуратура РФ ввела запрет на использование в отечественной технике агрегатов, разработанных страной из НАТО. Короче, замкнутый круг. И наиболее вероятный выход из него, по всей видимости - менять Д-436ТП на российский движок.
↓ 12. Так что же насчёт Новой Зеландии и Кипра? С компаниями New Zealand Wildlife Limited (Новая Зеландия) и Qasida Limited (Республика Кипр) на авиасалоне МАКС-2019 подписаны меморандумы о намерениях по продвижению на мировом рынке самолетов Бе-200ЧС (на МАКС как раз эта версия летала) и
Бе-103. Как сообщал «
Авиапорт», компании займутся поиском партнёров по организации производства, продажам, техническому обслуживанию и ремонту этих самолетов, произведенных для частных компаний и государственных ведомств.
↓ 13. Будет круто, если такие соглашения помогут. Но и внутри предстоит разрулить вопросики.
↓ 14. На этом всё, Бе-200 выполняет мягкую посадку, остаётся пожелать проекту успехов в России и в мире. И безопасных полётов.
Спасибо за внимание. Если смотрите посты с мобильного - подписывайтесь на
дзен-канал bugaev.org, с телефона там удобнее.