Новосибирский авиационный завод имени Чкалова - родина опытно-конструкторского бюро Антонова и знаменитого советского биплана «Ан-2». Сейчас здесь создают истребители-бомбардировщики Су-34 (на фото) и части фюзеляжа для пассажирских лайнеров «Сухой Суперджет 100». Раз в год проводят день открытых дверей, когда любой желающий может побродить по огромной территории, заглянуть в цеха и на лётно-испытательную станцию.
↓ 2. На территории завода стоят самолёты, над которыми работали «чкаловцы». Вот, например, Су-24, выпускавшийся с 1971 по 1993 год и снятый с вооружения в 2016 году. Это многоцелевой штурмовик-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Использовался в Афганистане (в операции в Панджшерском ущелье в 1984 и для прикрытия вывода войск в 1988-1989 гг.), против боевиков в Чечне, в Южной Осетии в 2008 году, в операциях в Сирии. В испытательных полётах на Су-24 погибло более 10 лётчиков и штурманов, в том числе, Чкаловского завода. Были потери и в армии. В 1998 году замглавкома ВВС
назвал Су-24 наиболее аварийным аппаратом в боевой авиации. Тем не менее, на
сайте завода отмечается, что по лётно-техническим характеристикам и боевым возможностям Су-24 в своё время превосходил «серийные образцы самолётов аналогичного класса», и создание 24-ки стало новым этапом в развитии завода и всего отечественного самолётостроения.
↓ 3. Советский истребитель-перехватчик Су-15ТМ. Первый серийный Су-15 собрали в Новосибирске, и в марте 1966 года первый полёт на нём совершил лётчик-испытатель Иван Сорокин. В июле того же года он получил звание Героя Советского Союза - «за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники». Су-15 на долгие годы стал основой авиации войск ПВО. Самолёт использовали, в частности, для борьбы с вторжениями в воздушное пространство СССР. Одно из нашумевших применений Су-15 - уничтожение пассажирского «Боинга 747-200» рейса 007 «Корейских авиалиний» в 1983 году, который по ошибке вторгся на территорию Союза и прошёл над военными объектами.
↓ 4. Могучие двигатели перехватчика Як-28П. В Новосибирске Як-28 выпускался с 1963 по 1966 год. Кроме перехватчика были модификации бомбардировщика, разведчика, самолёта радиоэлектронной борьбы и учебно-тренировочного самолёта. В качестве фронтового бомбардировщика Як-28 был носителем тактического ядерного оружия.
↓ 5. В таком месте сразу видно, что завод Чкалова начали строить в 1931 году. Правда, тогда он никакого отношения к авиации и Чкалову не имел - первоначально думали про завод горного оборудования. К счастью для Новосибирска, в 1936 году профиль предприятия поменяли на самолётостроение. Сегодня это один из крупнейших заводов такого профиля в России и, безусловно, гордость Новосибирска - где попало самолёты не делают. Но иногда удивляешься, в каком состоянии местами пребывает наша гордость. И сколько ещё времени должно пройти, чтобы у гордости появился сайт, на который не стыдно дать ссылку.
↓ 6. Внутри цехов можно найти очень старые таблички. Они меня заинтересовали как артефакты советской эпохи.
↓ 7. Стой! Опасно! Не балуй с предохранителями.
↓ 8. Про порядок. Сколько самолётостроителей видели эту надпись? Какие эмоции она у них вызывала?
↓ 9. В целом цеха завода, конечно, выглядят современнее, чем стены на предыдущих фото. Хотя всё равно кажется увидительным, что на заводской территории есть неотреставрированные здания. На этом снимке - злементы оперения для «Суперджета».
↓ 10. Если не ошибаюсь, это части подкилевого отсека фюзеляжа «Суперджета». Всего завод Чкалова собирает 5 частей для этого самолёта: головной отсек фюзеляжа (Ф1) и подкилевой (Ф5), горизонтальное оперение (ГО), отсек вспомогательной силовой установки (Ф6) и вертикальное оперение (ВО). Дальше будет картинка нагляднее.
↓ 11. Часть кабины.
↓ 12. Вот они, головные отсеки.
↓ 13. «Первый российский самолёт, полностью созданный на основе цифровых технологий». «Трёхмерное компьютерное проектирование». Плакат не позднее 2014 года.
↓ 14. По соседству с гражданским «Суперджетом» собирают военный Су-34.
↓ 15. Большие впечатления для маленького гостя.
↓ 16. Здесь силуэт «Утёнка» уже вполне узнаваем.
↓ 17. Су-34 - многоцелевой истребитель-бомбардировщик, пришедший в том числе на замену Су-24. «Утёнком» его прозвали за некоторую схожесть с животным. По кодификации НАТО это Fullback - «Защитник».
↓ 18. Рядом с неокрашенными частями будущих самолётов попался один окрашенный в традиционных серый цвет. Скорее всего, этот борт получил серьёзное повреждение при эксплуатации и вернулся на завод для сложного ремонта.
↓ 19. Посмотрев всё самое интересное в цехах завода, выходим на ЛИС - лётно-испытательную станцию. По сути это небольшой аэродром, на перроне которого в честь Дня открытых дверей организовали статичную выставку авиатехники. Например, вот такой симпатичный Як-40 Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина (СибНИА).
↓ 20. Л-29 «Дельфин» - учебно-тренировочный самолёт производства Чехословакии. Выпускался с 1963 по 1973 год, но, как видно, кое-где ещё сохранился (много было выпущено).
↓ 21. Ми-8Т авиапредприятия «Ельцовка».
↓ 22. Су-24М.
↓ 23. И красавец Су-34 под дождём.
На этом всё, спасибо за внимание.