В четверг 28 мая 2015 в Новосибирск прилетел Ил-62, эпохальный самолет в истории советской гражданской авиации. Сегодня он уже не используется на коммерческих рейсах в России. Увидеть его и сфотографировать - это как открыть хорошее вино в приятной компании. Ну, по крайней мере, для тех, кто интересуется авиацией.
2. Ил-62 с бортовым номером RA-86496 принадлежит ВВС России. В Новосибирск он привез руководителей Федеральной таможенной службы на выездное совещание, которое было намечено на 29 мая.
3. Ил-62 - первый в СССР реактивный дальнемагистральный лайнер и последний самолет, разработанный выдающимся конструктором Сергеем Ильюшиным. Первый полет состоялся 2 января 1963 года, а в сентябре 1967-го Ил-62 начал работать на рейсах «Аэрофлота». Наш RA-86496 летает с 10 апреля 1979 года. Крейсерская скорость Ил-62 составляет 850 км/ч (почти как у современного Boeing 737-800), дальность полета около 10 000 км.
4. Сразу после завершения испытаний в 1967 году Ил-62 начал летать на внутренних и международных рейсах «Аэрофлота», например, Москва - Хабаровск, Москва - Монреаль. Крупнейшим эксплуатантом Ил-62 был, конечно, «Аэрофлот». В то же время лайнер летал и под флагом зарубежных авиакомпаний, в частности, Венгрии, Польши, Румынии, Германии, Кубы, Ирана, Ливии. По сей день возит пассажиров Air Koryo (Северная Корея). Использовали Ил-62 и голландская KLM, японская JAL. KLM была оператором девяти Ил-62, которые оставались в собственности «Аэрофлота». Они летали только на линии Москва - Амстердам в совместной ливрее «Аэрофлота» и KLM. В разных странах самолет использовали и для перевозки государственных чинов. Например, на Ил-62 летали Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Михаил Горбачев, из более современных политиков - Виктор Ющенко.
5. Как только прибывший Ил-62 покинул ВПП, на нее выбрался Airbus A320 (UK-32019) Uzbekistan Airways. Ранее он прилетел из Ташкента, а теперь отправился в обратный рейс.
6. ATR-72 (VQ-BMD) UTair. ATR-72 сегодня занимает второе место по количеству самолетов в парке UTair после Boeing 737.
7. А тем временем Ил-62 не спеша рулит по перрону. На земле этот самолет может самостоятельно двигаться как вперед, так и назад, что доступно не всем лайнерам. Этим свойством Ил-62 удивил западных специалистов во время подготовки к своему первому рейсу из Нью-Йорка. Местный буксировщик не подходил по размеру для нового на тот момент советского лайнера. В итоге командир воздушного судна попросил буксировщика отвалить по-хорошему от самолета освободить дорогу, включил обратную тягу реверса и самостоятельно «задним ходом» дорулил до ВПП.
8. Такое фотогеничное облако над самолетом. Подали трап, и вскоре таможенники покинули самолет. Интересно, знают ли они, на каком лайнере прилетели?
9. Приятным сюрпризом стал прилет Ту-154. Это модификация Б-2 с бортовым номером RA-85555 ВВС России.
10. В Толмачево этот борт бывает нередко. Прилетает обычно на час-полтора - заправится и снова улетает.
11. Посадочка с дымком.
12. Качественно надымил.
13. Ту-154 было выпущено в 3,5 раза больше, чем Ил-62.
14. Ту-154 после посадки проехал в сторону своей стоянки по ВПП, дав возможность собравшимся на бугорке споттерам запечатлеть его со всех сторон.
15. Airbus A319 (VP-BJV) Ural Airlines проходит над МиГами и 154-ым. :)
16. Собирается взлетать Airbus A320 (VP-BQU) Aeroflot.
17. А вскоре и военный Ту-154, заправившись, запросил разрешения на взлет.
18. Радует, что в Сибири с уважением относятся к самому массовому лайнеру в отечественной истории. В Новосибирске на подъезде к аэропорту Толмачево установлен памятник Ту-154, а в Томске «полтинник» стоит в музее аэропорта, в него можно подняться и посидеть, например, за штурвалом.
19. Теперь и солнце вышло, хотя перед прилетом Ил-62 прошел дождь, а синоптики предрекали осадки на всю вторую половину дня.
20. Быстрый разбег ...
21. ... и набор высоты.
22. Между облаками к аэропорту пробирается «Ангара».
23. И тоже садится с дымком. Ан-148 (RA-61713) был построен в 2012 году. Первый полет у него был в марте 2012, а в декабре этот борт открыл новый регулярный рейс компании «Ангара» Иркутск - Новосибирск.
24. Вскоре прилетел еще один представитель авиатехники, разработанной в СССР в 1960-е годы - Як-40.
25. Этот Як-40 с бортовым номером RA-88287 летает с 1981 года. По данным сайта russianplanes.net, это единственный эксплуатирующийся сегодня самолет авиакомпании «Тулпар Эйр». Остальные 11 на хранении.
26. «Тулпар Эйр» базируется в Казани. Была перевозчиком хоккейной команды «Амур» (Хабаровск), в последнее время не очень здорово выступающей в КХЛ.
27. Еще одна посадка с дымком, на этот раз в исполнении S7 Airlines. Airbus A320 (VQ-BRG).
28. Незадолго до моего отъезда прилетел предшественник Ил-62 - Ил-18.
29. Про этот борт (RF-91821) у меня была информация в
предыдущем посте. Принадлежит ВВС России, базируется в Екатеринбурге.
30. В Новосибирске - частый гость.
Стоит отметить, что съемка не состоялась бы без информации в паблике "
Споттинг в Новосибирске", благодаря которой мы узнали о предстоящем прилете Ил-62. Фотоохота за советскими авиалегендами проходила в приятной компании
cubalibre,
rebucia87 и
wizarden. Девушки уже опубликовали свои репортажи, рекомендую:
http://rebucia87.livejournal.com/11540.html;
http://cubalibre.livejournal.com/342809.html. Свете удалось снять и
вылет Ил-62.