Ниже представлена диаграмма, описывающая расширенное определение бизнес-процесса:
Из модели следует, что определение процесса открывает три механизма его автоматизации:
- автоматизация активностей, входящих в состав процесса;
- автоматизация информационных потоков;
- автоматизация событийной модели (автомат).
Эти три механизма определяют цели анализа бизнес-процесса при разработке требований к его автоматизации. Возможности и полнота реализации этих механизмов ограничиваются уровнем зрелости автоматизируемого процесса.
Можно выделить следующие технологические уровни автоматизации процесса:
Первый технологический уровень автоматизации бизнес-процессов - информационно-аналитическая поддержка процесса. Она заключается в сборе, накоплении и обработке информации с целью учета, предоставления оперативного доступа, формирования отчетности и аналитической поддержки принятия решений. В качестве объекта автоматизации может выступать как информация, обрабатываемая в ходе процесса, так и информация о его выполнении.
Второй технологический уровень автоматизации бизнес-процессов - реализация потоков информации. Система обеспечивает не только управление информацией на уровне процессов CRUD (create - read - update - delete), но и реализует передачу информации от одного участника процесса другому в соответствии с заложенным в нее потоком передачи. Как правило передача информаци заключается в предоставлении доступа к информации и функциям работы с нею по факту фиксируемых в системе событий.
Третий технологический уровень автоматизации бизнес-процессов - маршрутизация потоков информации и контроль выполнения процесса. Система предоставляет пользователю возможность изменять автоматизируемые процессы и потоки информации внутри них по своему усмотрению. Механизмы маршрутизации вносят в систему определенную гибкость, позволяющую бизнесу менять процессы, скажем, в результате их улучшения или изменения контекста выполнения, а также существенно упрощают расширение информационной системы на процессы, не затронутые автоматизацией.
Четвертый технологический уровень автоматизации процессов - маршрутизация потоков выполнения работ и анализ эффективности выполнения процессов.
Возможность автоматизации процессов на каком-то технологическом уровне определяется уровнем зрелости бизнес-процессов компании.
Если за основу модели оценки зрелости бизнес-процессов взять CMMI, то возможности автоматизации процессов различного уровня зрелости будут выглядеть следующим образом:
При всей своей очевидности данная таблица навевает один очень важный вывод: возможность реализации сервисов, легко адаптируемых к потребностям клиента, возможно только при высокой культуре организации процессов предоставления этих сервисов. Если же речь идет о реализации парадигмы omni channel, то требование к зрелости процессов становится критическим.
Что касается автоматизации процессов, обеспечивающей их изменяемость и адаптацию к ожиданиям и потребностям клиента, то такая реализация может быть осуществлена на третьем либо четвертом технологических уровнях.