Одним очень-очень ранним субботним утром мы загрузили в нашего Шнивчика несколько бутылей воды, сухой паек и отправились в путь.
Солнце еще не поднялось над морем, темень стояла непроглядная, да и местные дороги я еще не знал так, чтобы в темнотище по ним гнать. Поэтому не спеша выбираюсь из поселка, проезжая мимо знака с перечеркнутым названием населенки - Орджоникидзе. Мы в Крыму. А едем в Днепропетровскую область, под Никополь. В город, в который я уже года три мечтал попасть, чтобы наконец-то хотя бы одним глазком взглянуть... В общем едем мы в Орджоникидзе - город горняков и железнодорожников.
Путь нам предстоял не близкий. По моим расчетам в один конец нам предстояло намотать километров 500. Да еще там покрутиться. В общем, весь день на колесах. Но очень уж сильны были ожидания. Очень хотелось посмотреть на все это техническое великолепие своими глазами.
В город прибыли довольно поздно - в паре мест навигатор проложил дорогу через поля, просчитав проселки как трассы. Я сперва было сунулся, но потом решил объехать трассами - проселки имеют обыкновение начинаться в приличных местах, а заканчиваться черти где черти чем. Джиппинг в мои планы на тот день не входил.
И по прибытии сразу двинулись на ветку ко второму Чкаловскому карьеру. Ждать пришлось не долго - буквально минут через десять со стороны станции Шевченковская в сторону комбината прошла вертушка:
К поездке мы готовились: основательно прошерстили космоснимки Гугла с Яндексом, потом я определил предпочтительные точки съемки с периодами времени, когда там лучше снимать, проложил маршруты. Вот только историю комбината мне найти не удалось.
Но судя по старым отвалам, на которых природа успела основательно залечить свои раны, я предположил, что добыча марганцевой руды тут была начата где-то после революции, где-нибудь на стыке 20-ых с 30-ыми. Но я ошибся. Горное дело тут процветает с конца XIX-го века. И почти с самого начала тут была железная дорога. Как водится, местами сохранились старые насыпи узкоколейки, по которой сперва паровозы гоняли вагонетки, а потом их заменили электровозами.
Тут прямо ощущается богатая история предприятия. Иначе и быть не может: Первая Мировая, Революция, Гражданская, Отечественная, послевоенные пятилетки и бурный экономический рост 60-ых. Людям, которые тут работают, по праву есть, что вспомнить и чем гордиться.
Активное использование роторных экскаваторов на вскрышних работах придает карьерам комбината некоторую систематичность, не свойственную нашим, местным карьерам. Аккуратные кучки вскрышной породы ожидают своих бульдозеров, которые после рекултивации оставят за собой ровное как зеркало место.
А вот работяги на вскрыше:
Чуть поодаль, ближе к обогатительной фабрике, в чистом поле возвышалась вот такая громадина:
Вот вам три фотки, взгляд на которых позволяет оценить реальные масштабы этой махины. Посмотреть бы ее в работе...
Пока мы лазили по бровке Шевченковского карьера, встреченный нами в самом начале EL21 добрался до станции Центральная, где мы его случайно встретили. На столько внезапно, что я не успел переобуть объектив и снимал его на длинном фокусе:
Второй EL21 за день - это уже успех. В Вольске за три дня удалось только одну машину в работе сфотографировать, а тут уже вторая, словили на переезде у о.п. Кирпичный завод:
Затем мы решили вернуться в город, чтобы еще раз попасть на станцию Калинина (это где коротали свой век электросекции Ср3). Особый колорит этому месту придает станционное здание:
Вот можно сказать, что тут находится диспетчерская и всякие административные службы? По мне, так поставить скамейку у входа - и будет вполне уютный дворик. Но никак не промышленная железнодорожная станция.
Не смотря на то, что пару вертушек нам удалось повстречать, феерической движухи все равно не было. Т.е. ее вообще практически не было. Что поделать, промышленные ветки - это не магистраль. Тут как повезет... Поэтому мы решили вернуться к станции Северная. На саму станцию мы не попали, она на охраняемой территории. А вот на ее западную горловину посмотрели:
А движухи не было. Простоять на пустых рельсах просто так тоже не хотелось, тем более, что вокруг было столько всего интересного. Поэтому решили податься до карьера полями. Нашли какой-то проселок, который по логике вещей должен был нас привести к карьерам, и поперлись по нему в поля. Первое, что нам попалось, это драглайн в поле:
Если верить Викимапии, то стоял он аккурат посреди рекультивированных земель, т.е. под ним уже все давно выкопали, даже заровнять успели. Чего он сюда притопал - не понятно. Выкапывать тут уже нечего, если только картошку какую посадить. В общем, задумался, видать, а потом заблудился. Так и убрел из карьера прочь...
Зато понятно, что там делает вот эта штука:
Это отвалообразователь, как раз он и отвечает за культуру формирования аккуратных горок-пирамидок. Конкретно этот аппарат трудится на Северном карьере. Если кучки потом не заровнять чем-нибудь сильным и тяжелым, то некогда равнинная местность лет через 15 будет выглядеть вот так, как Запорожский карьер комбината:
Все это хорошо, но очень хотелось словить еще хотя бы одного крокодила. И он нас усышал. И явился. И сфоткан был аж два раза. Первый - на перегоне возле Запорожского карьера, из кустов:
Второй - на переезде к станции Запорожская, на переезде:
К этому моменту я уже был умотан по полной. Но осталась пара вагонов Ср3. Я не любитель баянить мертвый подвижной состав, но эти вагоны надо было сфоткать. И мы к ним вернулись. Располагаются она на территории промплощадки не далеко от Чкаловской обогатительной фабрики:
А это, собственно, они крупным планом:
Вот и все. Точка. Едем назад, к морю. Прощальный кадр: Шнивчик на фоне дороги к огромному экскаватору:
Ну и самый прощальный кадр - аист на берегу Днепра:
Вот и все, вроде ничего не забыл... А про Ср3 я вам раньше рассказывал:
http://b282.livejournal.com/440977.html.