НЕКАПИТАЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ
Под объектами некапитального строительства подразумеваются постройки, которые не имеют прочной связи с землёй и конструкция позволяет осуществить их перемещение или демонтаж с последующей сборкой в другом месте без несоразмерного ущерба как местности, так и конструкции постройки.
Постройки охотничьего стана
В русском народе, как, впрочем, и в другом коренном народе, живёт «страсть» к охоте, восходящая к древним временам. Бескрайние просторы северных лесов, кажущиеся нам порой ничейными и безымянными, испокон веков делились на промысловые угодья, имевшие свои названия и своих постоянных пользователей. Местными охотниками они передавались по наследству сыновьям и внукам. В этих угодьях, удаленных от деревень на десятки, а то и на сотни вёрст, они промышляли пушнину, зверя и птицу. Там же они устраивали свои временные пристанища.
1. Избушки
Для ночёвок в лесу, укрытия от диких зверей, или просто от непогоды во время охоты, люди в глухих лесах строили небольшие избушки. Обязательно рядом находился небольшой ручей, река или озеро, а то и просто родничок с чистой, прохладной водой. А соорудив небольшую избушку-укрытие, охотники приступали к обустройству стана.
На станы ещё с лета доставляли всю нужную снасть и провизию, которую обычно перевозили на лодке. Поэтому станы, как правило, расположены по берегам озёр, рек и речушек, хотя нередко для них выбирали места вдали от водных дорог - на глухих таежных островах, связанных с деревнями лишь малоприметными тропами, идущими по болоту. Но где бы ни был охотничий стан, его всегда сооружали на удобных и красивых местах, которые северяне очень образно называют весёлыми.
Охотничий стан неразрывно связан с хозяйством, культурой, бытом и образом жизни здешних крестьян. Их постройки дополняют общую картину северного русского деревянного зодчества и вносят в его многоцветную архитектурную гамму еще один дополнительный и яркий штрих.
Избушки на охотничьих станах строились в основном двух типов:
а. Избушка без сеней - это самый простой и поэтому распространённый тип охотничьих избушек. В музее «Хохловка» Пермского края в 1996 году построена реконструкция охотничьего стана. Здесь экспонируется охотничья избушка без сеней.
б. Избушка с сенями - второй, менее распространённый тип охотничьих избушек. Обычно такая постройка имеет сени и жилую клеть под общей кровлей. Примером такого типа избушки может служить постройка, стоящая в верховьях реки Томь (правый приток Оби) на территории Кемеровской области, в предгорьях Алтая.
Несмотря на то, что избушка без сеней среди охотников являлась господствующим типом, вполне очевидно, что избушка с сенями более удобна: сени при ней служат тепловым заслоном, кладовкой и укрытием для охотничьих собак.
2. Шалаши
Шалаши использовались как временное летние жилище на охотничьих и промысловых станах коренными местными охотниками испокон веков до примерно середины XX века. Они были распространены у многих народов, живших в лесной зоне, только у разных народов такие постройки по-разному назывались, хотя сооружались практически по одной технологии. Для постройки простейшего шалаша не требуется инструментов и специальных материалов. Их строили из жердей, веток и небольших тонких брёвен, которые, как правило, прислоняли к большому дереву, а затем крыли берестой и шкурами животных.
В музее «Томская писаница», находящийся у д. Писаная Яшкинского района Томской области, на правом берегу реки Томь, у петроглифов, воссоздан архитектурно-этнографический комплекс «Шорский улус Кезек», в котором экспонируется реконструкция охотничьего шалаша конца XIX - начала ХХ веков.
Строились шалаши и на дальних покосах, но они имели другую конструкцию - каркас из жердей покрывался тем, что было под рукой: травой, опавшей листвой, сеном, соломой, ветками с листвой и т.п.
Шалаши лучше, чем заслоны и навесы, защищают от непогоды, дают больше удобств для отдыха и возводятся на стоянках длительностью более суток.
3. Лабазы
Одной из основной охотничьей постройкой на стане является лабаз - приспособление для выжидания и маскировки. В переводе с языка коми слово «лабаз» - хижина; второе название лабазу - «засидка на дереве». Часто лабаз совмещался с чамьёй - кладовой, расположенной на высоком уровне. Делалось это для хранения припасов и пушнины, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше.
Лабаз-чамья на одном столбе с односкатной кровлей из экспозиции музея «Хохловка» Пермского края (слева) и лабаз на двух столбах в лесах Северной Карелии.
Лабаз на трёх столбах - редкий тип этого вида построек. На фото изображён лабаз, который находился в охотничьем стане на берегу красивого лесного оз. Лешозеро, близ Водлозера. Пудожский район, Республика Карелия.
Лабаз охотничьего стана на берегу лесного оз. Лешозеро, близ Водлозера Восточной Карелии.
Кровля у подавляющего большинства лабазов односкатная, но изредка встречаются лабазы с двухскатной кровлей.
Основной конструктивный узел лабазов - сопряжение опоры и клети - удивительно прост и прочен. Чаще всего лабаз покоится на одном столбе, реже - на двух и совсем редко - на трех; лабазы на четырех столбах тяготеют уже к другому роду построек - небольшим амбарам, поднятые над землёй на высоких опорах. Лабазы на двух, трёх и даже четырёх столбах позволяли значительно увеличить клеть для хранения припасов. Несмотря на это, постройки на двух-трёх столбах раньше других вышли из промыслово-охотничьего обихода и ныне уже практически не используются, по крайней мере, так говорят старожилы-охотники.
4. Навесы
На территории охотничьего сектора экспозиции музея «Хохловка» представлен навес с очагом-костром «нодья».
* * *
Охотник дореволюционной России, для которого добывание пушнины, зверя и птицы было основным источником дохода, теперь всё более и более вытесняется охотником-любителем, занимающимся промыслом лишь во время своего отпуска. Быстроходные моторные лодки, снегоходы и авиация за считанные часы переносят его в самые отдалённые и малодоступные места, куда раньше можно было попасть с трудом лишь за несколько дней. Общедоступность охотничьих угодий привела к их недальновидной эксплуатации и обезличке, а вслед за этим потеряла свой смысл сама идея устройства постоянного более-менее капитального стана. Раньше у стана был один владелец или, точнее, одна династия охотников, которые следили за лесными постройками. Теперь же кое-где еще уцелевшие, избушки, стали пристанищем для всех. В результате старые промысловые станы, построенные в традициях деревянного зодчества, ветшают и разрушаются, а новые (если их ещё рубят) делаются совсем по-иному, зачастую из современных материалов, поэтому в их архитектурных формах уже нет преемственной связи с былыми строительными традициями.
Судьба лабазов сложилась несколько иначе, чем судьба избушек. Их не приспосабливали к новым нуждам, не переделывали и не ремонтировали. Поэтому те лабазы, которые уцелели, сохранили свои подлинные формы гораздо лучше, чем избушки, но количество их катастрофически из года в год сокращается.
Постройки на промыслах
После отмены крепостного права и, связанное с этим, бурным развитием капитализма в России, со вт. пол. XIX века часть крестьян из своих изб уходили на промыслы. Таких людей называли отходниками. Это, как правило, были сезонные работники, преимущественно из крестьян, приходившие на заработки на фабрики и заводы, рудные прииски, лесозаготовительные конторы и т.п. Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив немного денег, возвращались к семьям.
Как правило, эти постройки были временными, возводимые без фундамента. Обычно такие временные избы не обладали значительными архитектурными и эстетическими качествами.
В «Музее реки Чусовой», находящийся в пригороде города Чусового Пермского края, экспонируется временный дом отходника, построенный в начале ХХ века на рудных приисках Урала.
В лесных районах страны многие крестьяне уходили на лесозаготовки. На фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского, сделанной в мае 1912 года близ реки Чусовая, выше камня «Столбы» (ныне - территория природного парка «Река Чусовая», Свердловская область), изображена курная избушка в лесу для дровосеков.
Выставочные павильоны
Выставочные павильоны - сооружения предназначенные для демонстрации экспозиций, при этом он сам может выступать образцом технических, научных, архитектурных, конструктивных и художественных достижений.
Мы расскажем о XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая проходила с 28 мая по 1 октября 1896 года в Нижнем Новгороде. Место для выставки было выбрано на левом берегу реки Оки, между линией Московско-Нижегородской железной дороги и лесом графа Шувалова, близ села Канавино, почти рядом с Нижегородской ярмаркой. В настоящее время на этой площади находится парк имени 1 Мая и прилегающая застроенная территория.
Выставка, профинансированная казной, занимала около 84 га, на которой было построено около 70 казённых зданий и сооружений, а павильонов частных лиц и учреждений - более 120. Большинство построек были из дерева. О плавучем павильоне «
Волжско-Каспийского судоходства» мы уже рассказали. Теперь мы остановимся на некоторых наиболее интересных «сухопутных» павильонах выставки.
«Императорский павильон», построенный по проекту профессора Александра Никаноровича Померанцева в русском стиле - с резными великолепными украшениями, после окончания выставки был подарен Нижнему Новгороду. К настоящему времени не сохранился.
По-своему интересен был павильон «Москва», схожий в какой-то степени с храмом.
Интересно выполнены ворота центрального входа павильона «Благотворительных учреждений».
Железнодорожники представили выставке свой павильон-теремок Акционерного Общества Рязанско-Уральской железной дороги.
О всех постройках выставки в данном обзоре, конечно, не расскажешь, но ещё об одном павильоне, завораживающий взгляд своим «кокошником», упомянуть стоит - это павильон «Сельское хозяйство» Нижегородской выставки.
После окончания выставки одни павильоны были разобраны, другие - продали приезжим купцам. До нашего времени дошли только 2 павильона из 172 и то в сильно перестроенном виде.
Фото мои и из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___