СЕЛЬСКИЕ ЖИЛЫЕ ДОМА
(окончание главы, начало
см.)
5. Домовая резьба
Свое жилище люди традиционно старались сделать красивым, и чаще всего для этих целей использовали резьбу по дереву. Домовая резьба - метод украшения фасада дома посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов.
О деревянном резном убранстве гражданских построек четырехсотлетней давности можно судить по аналогии с памятниками церковной резьбы или на основе письменных источников, в которых говорится, что «над вратами крестьян поставлялись воображаемые звери и змеи и неверные храбрые мужи».
А. История возникновения резьбы
Истоки домовой резьбы уходят своими корнями в глубокую древность. В Древней Руси её использовали для привлечения могучих светлых сил, чтобы защитить дом хозяина, его род и хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. В то время существовала целая система символов, защищающих пространство крестьянского дома. Резной орнамент на избе являлся набором наиболее устойчивых символов, которые несли магико-заклинательную обережную функцию. Академик Борис Александрович Рыбаков назвал эти символы «овеществлёнными заговорами», возникшими в недрах славянского язычества и перенесёнными через века в наши дни.
Один из часто встречающихся символов на фасадах жилых домов - фигурка женщины с раскинутыми руками и ногами, олицетворяющая женское начало, дарующая жизнь. Одно из названий этого символа - берегиня. Она занимает важное место, как на старых вышивках, так и на резных наличниках, и на подзорах (лобовых досках).
Фигурки берегинь в различных резных узорах иногда определяются очень чётко, а иногда так сильно берегиня искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но её можно узнать по центральной симметрии фигурки, голове, раскинутым рукам и ногам.
Другой символ берегини, используемый в домовой резьбе, - птица Сирин. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в отличии от западноевропейских легенд, являясь в них воплощением несчастной души. Сирин в древнерусском фольклоре - это большая, сильная, пёстрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове. Сирин в русской мифологии был наделён магическими функциями защитного характера. Он олицетворял красоту, счастье и радость бытия, а также заботливую хранительницу домашнего благополучия. Примером дома с такой резьбой может служить изба, стоящая на улице Набережная Революции в городе Городец Нижегородской области. Судя по барельефу, она была построена в 1864 году.
Носителем несчастий и бед, согласно той же русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом - птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростёртыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич - гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева. Их изображать на доме было не принято.
* * *
Простые геометрические мотивы: повторяющиеся ряды треугольников, полукружий, причелин с кистями обрамляющих фронтоны двускатной крыши домов - это древнейшие славянские символы дождя, небесной влаги, от которой зависело плодородие, а значит и жизнь земледельца.
С небесной сферой связаны представления о Солнце, дающее тепло и свет.
Оформление ворот крестьянской усадьбы солнечными узорами.
Знаками Солнца являются и солярные символы, обозначающие дневной путь светила. Древние славяне их называли ярго-свастические. До 1941 года они встречались на домах и на вышивках. Сейчас их можно встретить лишь в узорах на старых вышивках.
Древние орнаменты и узоры, символизирующие солнце, землю, воду, растения и животных можно увидеть в резных изделиях и до сих пор, хотя теперь эти изображения носят только декоративно-художественный характер.
Б. Типы домовой резьбы по дереву
Большое распространение домовой резьбы на Руси объясняется исконными традициями деревянного зодчества. Резьбой украшались практически все накладные и выступающие элементы фасада дома: наличники, карнизы, полотенца, балясины, столбы крыльца и кровли. Здесь нашли применение практически все типы деревянной резьбы. Не вдаваясь глубоко в технику резьбы, в её виды и подвиды, остановимся только на основных её типах.
1. Глухая резьба
Нижегородская глухая (корабельная, бáрочная домовая) резьба по дереву была распространена в декоре лобовых досок, причелин, лопаток и оконных наличников в домах приволжских уездов Нижегородской губернии с середины XVIII до начала XX веков. Она характеризуется полным отсутствием прорезей. Резьба ведёт свое начало от украшения волжских судов, что отразилось в её других названиях - «бáрочная резь» или «корабельная резь». По контуру рисунка на гладко обструганную сосновую доску наносились иглой отверстия. Затем холщовым мешочком с истолчённым углём мастер наносил рисунок, благодаря чему проступал контур изображения, и обводил его плотницким карандашом, а также намечал глубину рельефа. С помощью нескольких закругленных долот выбирался фон и создавался рельеф. Далее «выглаживалась» поверхность рельефа и наносились мелкие детали. После окончания резьбы доска покрывалась олифой. Проработав зиму на строительстве судов и спустив их на воду, судостроители с весны искали себе заработок по волжским деревням, вследствие чего приёмы «корабельной» резьбы стали использоваться в жилом деревянном зодчестве деревень Поволжья - ею украшали лобовые доски, лопатки и оконные наличники домов. Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в сёлах и деревнях соседних поволжских областей - Костромской и Ивановской.
В качестве примера мы приведём фото лобовой доски избы Обуховой (сер. XIX в.) из д. Ульянково Городецкого района Нижегородской области, находящаяся в музее «Щёлоковский хутор» в г. Нижний Новгород.
В 1880-х годах глухая рельефная резьба начинает вытесняться, так называемой, сквозной (пропильной) резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов России.
2. Сквозная резьба
Эта резьба получила широкое распространение только после того, как во второй половине XIX века в широком доступе появились тонкие широкие доски. Применение этого вида резьбы мы можем повсеместно наблюдать в декоре наличников.
Сквозная резьба подразделяется на, собственно, сквозную (ажурную) и накладную. По техники изготовления сквозная резьба имеет два подвида: прорезная резьба, при которой сквозные участки прорезаются стамесками и резцами, и пропильная резьба - сквозные участки выпиливаются пилой или лобзиком. Приёмы выполнения пропильной резьбы очень просты, поэтому она нашла широкое применение в украшении деревянных домов.
а. Ажурная резьба
При этом способе сквозной резьбы удаляют фон, так что рисунок получается сквозным и напоминает кружево. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Ярким примером такой домовой резьбы является томское деревянное кружево, в частности, флигель городской усадьбы Леонтия Дмитриевича Желябо, построенный в 1903 году.
б. Накладная резьба
Это орнамент, выполненный прорезной или пропильной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон. Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится более выразительнее. В качестве примера мы подыскали один из домов в городе Томске, стоящий по улице Шишкова (бывшая Акимовская). Это каменно-деревянный дом городской усадьбы Федора Егорова Дмитриева, построенный в 1905 году. Предположительно, в этом доме в 1911 - 1915-х годах снимал жильё писатель Вячеслав Яковлевич Шишков.
3. Скульптурная резьба
Этот тип резьбы распространён в северных деревнях России. Скульптурными элементами часто украшаются конёк кровли, и значительно реже перила крылечка и опорные столбы навесов. Самой распространённой скульптурой в русском деревянном зодчестве является изображение головы коня.
Древний обычай украшать верхушки изб резными коньками полон символического смысла. Этот обычай уходит своими корнями в языческие времена. Наши предки считали, что, когда просыпается утренняя звезда, и первым её свет встречает деревянный конёк над крышей - это к добру, а жильё, над которым возвышается конь, превращается в колесницу, мчащуюся навстречу дневному светилу.
Коники на избах из музея "Малые Корелы" Архангельской области.
Мастера вырубает голову и грудь коня из корневища старой лиственницы или ели, плотная смолистая древесина которых стойко сопротивляется времени и невзгодам сурового северного климата. Тяжёлое бревно-охлупень с конём плотник поднимал на крышу избы. Концы тесин кровли плотно входили в жёлоб, выдолбленный снизу вдоль всего бревна охлупня. Конь над фронтоном был как замóк, прижимая и закрепляя кровельный тёс к крыше, что придала прочность всей конструкции покрытия. Чтобы охлупень не сполз на одну сторону, его крепили специальными деревянными шпонками - стамиками, на видимых концах которых иногда вырезались фигуры птиц, как правило, сорок.
О наличниках мы говорили
выше.
6. Домовая роспись
Традиция домовой росписи - очень древняя, в русских летописях XI-XII веков содержатся сведения о златоверхих церквах, которые были «исписаны» полихромной живописью. Роспись крестьянских домов, дошедшая до нашего времени, - наследие огромного количества прошедших поколений, оставлявших на нём те или иные характерные черты и особенности.
А. Роспись домов Русского Севера
Время массового распространения домовых росписей на Русском Севере большинство исследователей относят к середине XIX века, что соответствует датам наиболее ранних из зафиксированных домов в Архангельской области: на Северной Двине - дом Ивана Шихова, стоящий с 1853 года в деревне Коверниковская Виноградовского района и на Ваге - д. Усть-Паденьга Шенкурского района (1856 год).
Живопись наносилась на плоскую поверхность стен дома, обшитую тёсом. Это обычно были передний фронтон избы, подшивка свесов кровли, нижняя часть мезонина и балкона, ставни наличников. Вся роспись сосредотачивалась на фронтоне главного фасада, подчеркивая и выявляя средствами декора конструктивные детали его убранства. Рисунки выполнялись в яркой гамме контрастных цветов: синий, красный, зеленый, белый, желтый. Фасадная роспись крестьянских домов поражает красочностью и неожиданностью цветовых сочетаний.
В интерьере крестьянской избы декоративная живопись наносилась на дверях, шкафах-заборках, голбцах, опечках, припечных досках, воронцах, полатных брусьях, потолках и мебели. Примером вышеотмеченного может служить изба В. Я. Клокотова, построенная 16 мая 1879 года на правом берегу таёжной реки Мезень в д. Заозерье (ныне Лешуконский район Архангельской области). В 2004 году изба перевезена в музей «Малые Корелы».
Изба В. Я. Клокотова в музее "Малые Карелы" и её интерьер: припечная доска (слева), шкаф-заборка (справа).
«Доброму человеку что день, то праздник»,- говорит русская пословица. Этим объясняется устойчивость в русском народном искусстве темы цветения, растительного орнамента, любви к красному цвету. Цветущие травы и деревья в крестьянской домовой и бытовой росписи осмысляются в райский сад.
Содержательные сюжеты домовых росписей несли благожелательный и охранительный смысл, что обеспечивало им столь долгое бытование. Птицы, кони, львы, единороги, птица Сирин - эти сюжеты «уводят» зрителя в Древнюю Русь. Они живут в разных видах художественного ремесла, нередко становясь достоянием геральдики, а в народном искусстве существовали до начала XX века. Так, птица и конь могли олицетворять ветер, облака, молнию, бурю и солнечный свет. В северных районах страны природные явления, связанные с конями, древние люди относили и к оленям. Лев был всегда символом солнца и огня, он олицетворял высшие силы, мощь, власть и великодушие, благородство и ум, а так же побеждённую силу зла. Единорог - фантастическое существо, чьё появление предвещает счастье. Он обладает способностью отгонять всяческое зло, олицетворяя чистоту, непорочность и честь. Птица Сирин олицетворяет заботливую хранительницу домашнего благополучия (см. выше).
Появление льва и единорога на Севере исследователи относят к русской декоративной традиции. Фигуры львов по краям балкона или окна светёлки встречаются в поволжской резьбе. Имеются свидетельства о распространении львиной символики в храмовой и дворцовой скульптуре Владимиро-Суздальской земли XII века. Оттуда она перешла в крестьянскую среду Севера и Поволжья. Росписи со львами встречаются в Горьковской, Костромской и, в меньшей мере, во Владимирской областях. В то же время существует точка зрения, которая связывает появление росписи со львами с оживленной заморской торговлей в XVI-XVШ веках, осуществлявшейся через Архангельск.
Архитектурная живопись обычно выполнялась мастерами, как северными, так и из средней полосы России, которые работали индивидуально или в составе артелей. Наибольшую известность получили костромские красители. В Поважье (Вельский и Шенкурский уезды Архангельской губернии) можно было услышать частушку, отразившую качество работы костромичей-отходников: «Красил Ваня костромской, красил красочкой баской; как пошёл Иван домой, так и красочка долой». Многие исследователи отмечали, что примерно со второй половины XIX века костромичи составляли большую часть бродячих маляров в Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниях.
Чтобы стать настоящим мастером, мальчиков приобщали к малярному делу с ранних лет, возили за собой, обучая в процессе работы. Простейшей росписью является раскраска в контрастные цвета различных частей избы. Переходной формой от раскраски к собственно росписи служит роспись подбоев кровли в цветную шашку или ромбовидную клетку в сочетании с раскраской балконов и наличников окон. Подобная роспись имела место в Подвинье, на Мезени и Пинеге. В орнамент более сложной росписи включаются орнитоморфная и зооморфная символика.
Один из интереснейших расписных домов находится на правом берегу Северной Двины в д. Шоромская Верхнетоемского района Архангельской области. Это изба Н. А. Корнилова, построенная в конце XIX века. Тогда же её и расписал маляр Тимофей Макаров.
Б. Роспись домов Южной России
Расписывали дома не только на Севере. Некоторые южнорусские дома, стоящие в степной зоне, также к настоящему времени сохранили домовую роспись. В одном из таких домов, построенного в начале ХХ века, находящийся в д. Поповка Хвалынского района Саратовской области, сравнительно недавно был открыт музей.
В. Урало-Сибирская роспись жилых домов
Декоративная роспись Урала - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Урало-Сибирская роспись включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари и, конечно, распространённый обычай расписывать свои дома. Примером такого дома может служить изба крестьянской усадьбы XIX века из д. Камельская (ныне урочище в Алапаевском районе Свердловской области). Она при активном содействии Ивана Даниловича Самойлова была перевезена в Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства.
О резьбе и росписи по дереву бытовых предметов мы познакомим читателя в
четырнадцатой, заключительной, главе нашего рассказа.
Фото из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___