СЕЛЬСКИЕ УСАДЬБЫ И ДАЧИ
1. Сельские помещичьи усадьбы
Древнерусское слово «усадьба» (вначале чаще говорили «усадище») происходит от слова «сажать». Царь и великие князья наделяли своих людей землей, т.е. «сажали» их на землю. Юридические основы «Поместной системы» Русского государства были закреплены в Судебнике 1497 года. Поместное владение стало складываться в стройную и сложную систему со вт. пол. XVI века, со времён правления Ивана III. Постепенно под усадьбой стали понимать и купленные земельные участки. Усадьбы находились в как городах, так и в сельских местностях.
Усадебные постройки в сельской местности, стоявшие в ту давнюю пору до нас не дошли, но с большой долей правоты, можно предположить, что первоначально они мало отличались от крестьянских. Только разве избы были побольше, попросторнее, а на приусадебной земле стояли не только хозяйственные постройки, но и жилые дома дворовых. Отличались в то время, пожалуй, только великокняжеские усадьбы. Ярким примером такой постройки является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенское (ныне - г. Москва) - исключительный по красоте и великолепию ансамбль, выдающееся произведение русской деревянной архитектуры XVII века, современники называли его «Восьмым чудом света». 26 теремов с завершением в виде шатров, бочек, кубов, вокруг которых затейливо расположились крыльца. Он строился с 1667 по 1672 год. Дворец был запечатлён на гравюре Фридриха Гильфердинга.
После переноса столицы в 1703 году в Санкт-Петербург, Коломенское утратило статус царской резиденции. В 1762 году по приказу Екатерины II архитекторы, под руководством Ивана Мичурина, осмотрели дворец, сделали обмеры и чертежи. Сумму на перестройку признали слишком высокой и в 1768 году его было решено снести.
Идея воссоздания дворца в музее-заповеднике возникла в 1990-е годы и была поддержана правительством Москвы. Поскольку за прошедшее время на месте демонтированного дворца сформировался природный комплекс и выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию за бывшем селом Дьяково, к южной границе музея-заповедника «Коломенское».
Воссоздание Коломенского дворца была проведено в 2008-2010 годах благодаря сохранившимся планам и обмерам.
* * *
Большой перелом в усадебном строительстве произошёл в начале XVIII века. Он был связан с активной раздачей Петром I земель своим сподвижникам. Наделы, подаренные Императором, в те времена назывались «дача», которое означала подарок, дар - от древнего глагола «дати». Многие из приближённых к Петру I стали возводить свои дворцы на западный манер с отказом от деревянных построек. Их соседи, подражая более знатным вельможам, стали также возводить каменные усадебные комплексы. Произошло разделение между крестьянской и помещичьей архитектурой. Некоторые помещики, осознавая, что в деревянном доме жить лучше и полезнее для здоровья, строили свои усадебные дворцы деревянными. но при этом подражая каменному зодчеству. Примером такой усадьбы служит подмосковная усадьба гр. Н. П. Шереметева (1792-1798 гг.) в Останкине (ныне - г. Москва).
Не менее интересен деревянный главный дом усадьбы графа Петра Борисовича Шереметева в бывшем селе Кусково (с 1960 года - г. Москва). Строился он в 1769-1775 гг. под руководством Карла Бланка с использованием чертежей французского архитектора Шарль Де Вайи и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Постройка является редким образцом загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно-пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше и даже зеркала и осветительные приборы. Одновременно стало развиваться садово-парковое искусство по типу парков Версаля и Виндзора.
В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы.
Менее знатные помещики строили свои усадьбы поскромнее. Один из таких редчайших памятников деревянного классицизма сохранился в подмосковном имении Васино Чеховского района.
Имение основано во второй половине XVIII в. помещицей А. И. Плаховой и отстроено в середине XIX века П. Ф. Вельяминовым. В дальнейшем собственником имения была А. Н. Вечеслова, а в 1917 году - П. П. и Е. В. Костылевы.
Петровские реформы перекроили дворянский быт по европейским образцам. Облик возводимых домов, одежда, причёски, развлечения - всё делалось на немецкий, французский или голландский манер, хотя основная же масса населения страны сохраняла приверженность к старым традициям, корнями своими уходящим в глубокую древность.
Лишь только небольшое число помещиков сохраняли русский уклад, продолжали обустраивать свои имения в русском духе. Примером этому служит усадьба Федора Ивановича Головина, который после двадцати лет службы на флоте, в 1727 году уволился в отставку и поселился в Абрамцеве (современное местонахождение - Сергиево-Посадский район Московской области), на высоком правом берегу реки Вори. В своем поместье он прожил, никуда не выезжая, более полувека. При нём усадьба была обустроена. Во владении Головиных усадьба оставалось до 1783 года, затем за короткий срок сменило нескольких хозяев. В 1797 году Абрамцево приобрёл Ларион Васильевич Молчанов, его семья владела имением до 1840 года. При Молчановых усадебный дом был надстроен мезонином, сооружены террасы в парке на спуске к реке и вырыт пруд, сохранившийся до наших дней.
В 1841 году поместье приобрел у дочери Молчанова Василий Васильевич Неведомский, но уже в 1843 году продал его Сергею Тимофеевичу Аксакову. О дальнейшей истории усадьбы Абрамцево мы расскажем несколько позже.
2. Путевые дворцы
Путевой дворец - здание для отдыха знатных особ, главным образом, для Августейшей (Царской) семьи во время длительной дороги. Они, как правило, располагались в сельской местности при дорогах, ведущие от столицы или Москвы в крупные города. До наших дней дошёл деревянный дворец Петра I в Стрельне (ныне находится в черте г. Санкт-Петербург). Здание предназначалось для остановок Императора во время его постоянных поездок из Петербурга в строящиеся Кронштадт, Петергоф и Ораниенбаум. Строительство началось в 1711 году. Автор первоначального проекта неизвестен. В 1719-1720 годах дворец по распоряжению Императора Петра I перестроили: появились мыльня со светлицей и мезонин.
На участке усадьбы находились хозяйственные службы, оранжерея, пасека, плодовый и липовый сады, огород, на грядках которого высаживались медоносные душистые растения и различные овощные культуры. Особенностью петровского огорода было выращивание пряных и лекарственных растений на одной грядке. Эта традиция идёт из Голландии, поэтому и получила название «Огород на голландский вкус». По преданию, именно в Стрельне по указу Петра впервые в России был посажен картофель.
Речка Стрелка, протекавшая с южной стороны усадьбы, использовалась для устройства рыбных прудов. Здесь разводили карпов и форель для подачи на царский стол, особенно в постные дни.
В усадебный комплекс входила деревянная Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1708 году. В ней хранили военные реликвии петровского времени. В годы Великой Отечественной войны храм сгорел.
Деревянный дворец в Стрельне, как память о Петре I, был предметом особых забот и внимания Царской семьи. В середине XVIII века, при Елизавете Петровне, под руководством архитектора Ф. Б. Растрелли была проведена капитальная реставрация обветшавшего деревянного здания.
* * *
К типу путевых дворцов можно отнести домик Петра I, первоначально построенный на острове Маркова в 1702 году, недалеко от строящейся Новодвинской крепости.
В 20 км севернее Архангельска, на берегу Корабельной протоки реки Северной Двины в ожидании повторной осады города, Пётр I провёл в нём два месяца, контролируя строительство крепости и следя за спуском на воду новых кораблей. Покинул крепость он только тогда, когда убедился, что нападения шведского флота не последует. Сам домик Петра I в 1710 году был повреждён льдинами во время весеннего половодья, после чего его перенесли на форштадт Новодвинской крепости. Между 1723 и 1730 годами дом пережил пожар, который удалось быстро потушить. В 1800 году домик был отреставрирован. После упразднения крепости в 1877 году домик Петра I был перевезён в Архангельск, где он простоял на набережной реки Северной Двины, укрытый для сохранности сначала деревянным, а затем каменным футляром. По инициативе П. Д. Барановского домик Петра I в 1934 году был перевезён в музей «Коломенское» (Москва).
* * *
В старинном Уральском городе Верхотурье, что на севере Свердловской области, до недавнего времени сохранялся гостевой дом, построенный по проекту архитектора В. А. Покровского в 1914 году для приема Царской семьи во время её предполагаемого паломничества. Царская семья до Верхотурья так и не доехала, а главной постоялицей этого гостевого дома была великая княгиня Елизавета Федоровна. Дом сгорел в 2010 году, но спустя несколько лет восстановлен.
3. Загородные дачи
Как было сказано ранее, слово «дача» имеет древнее происхождение и связано с глаголами «дать», «давать». Первоначально это слово означало земельный участок, пожалованный царем. В конце XVIII - начале XIX веков под дачей уже подразумевалась небольшая дворянская усадьба или загородный дом, предназначенный для летнего отдыха состоятельных граждан.
Первый указ, в котором употребляется слово «дача» в современном значении, был подписан императором Николаем I 29 ноября 1844 г. «О раздаче в г. Кронштадте загородной земли под постройку домиков или дач и разведение садов». Дачный отдых в России для состоятельных граждан начал стремительно набирать популярность только со вт. пол. XIX века, после отмены крепостного права.
Первые дачи вокруг Москвы были исключительно наёмными и располагались в черте города или в ближайшем пригороде, не далее 10 верст от города. А когда были проложены железные дороги, дачи стали строить уже дальше. Первые дачи представляли собой ветхие ненужные крестьянам строения, которые приводились в более-менее приемлемое состояние самими дачниками. Многие предприимчивые крестьяне зарабатывали, строя небольшие временные деревянные хижины без всяких удобств. По внешнему виду такая дача скорее напоминала хлев для овец или телят. Но временем властями были разработаны специальные правила о предварительной планировке застраиваемых дачами территорий. Как раз в это время вошла в моду удобная для землемеров разбивка земельных участков на одинаковые прямоугольные кварталы. На одном таком участке можно было построить несколько дач, разделенных между собой невысокими дощатыми заборчиками-балясниками.
Бум дачного строительства приходится на вт. пол. ХIХ - нач. ХХ веков, когда в архитектуре получает развитие «русский стиль». Наиболее популярным этот стиль оказался в среде дачного строительства. При этом многие дачные дома возводились по типовым проектам и были похожи, как близнецы: одноэтажные, в два-три, редко в пять окон, украшенных резными наличниками, со слуховым оконцем вместо фронтона. Примером такого дома служит сохранившаяся дача М. А. Стахова (1906 г.) в Сокольниках (г. Москва).
Удивительно встретить в современном центре Москвы такую филигранную резьбу по дереву.
Более богатые дачники строили свои дома по индивидуальным проектам так же, в основном, в «русском стиле» - с обилием деревянной резьбы и кокошниками на окнах. Такие постройки обычно состояли из двух частей. На улицу выходил разукрашенный резьбой фасад с балкончиками и крыльцами. Балконы и террасы, так горячо любимые дачниками, строились в изобилии. Иной раз их выводили на все четыре стороны дома. Жилые же помещения - спальня, детские, кабинет хозяина, комнаты хозяйки - располагались в задней части дома, которые выходили в небольшой сад. Отдельные комнаты выделялись для прислуги, лакеев и кухарок. Завершались такие дома обычно шатрами. Примером такой постройки может служить дачный дом купца И. Н. Проскурякова (1901 г.) в п. Сходня Химкинского района Московской области.
Интересная дача куп. М. Сазонова (1913 г.) находится в деревне Осташово Чухломского района Костромской области.
Место пересечения Московско-Ярославской железной дороги с рекой Учей облюбовали семейства двоюродных братьев Саввы Ивановича Мамонтова - Михаила Николаевича и Александра Николаевича. В начале 1860-х годов здесь была построена платформа, по сей день носящая название «Мамонтовская». Рядом с ней возникает дачный поселок (ныне г. Пушкино Московской области). Вскоре вблизи платформы по обе стороны железной дороги появились красивые дачи в «русском стиле» - настоящие деревянные дворцы с изящными резными украшениями. Одна из них, расположенная восточнее железной дороги, принадлежавшая А. М. Горбову, в августе 1995 года сгорела. Другая же, находящаяся западнее железной дороги, по сей день радует глаз местным жителям и приезжающим.
Предположительно можно сказать, что составление проекта дачи А. Н. Мамонтова и осуществление авторского надзора над строительством осуществлял известный московский зодчий А. С. Каминский. В архитектурную деятельность включились также художники, как В. М. Васнецов, С. И. Вашков, С. В. Малютин и др. Дача представляет собой ярчайший пример направления в архитектуре второй половины XIX века, называемого «русским стилем», где широко использовались мотивы народного творчества.
* * *
Наиболее богатые дачники стали скупать старые помещичьи имения, превращая их в свои дачи. Примером может служить уже приведённая выше усадьба Абрамцево. После смерти С. Т. Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцево опустело. В 1870 году имение было куплено Саввой Ивановичем Мамонтовым, выходцем из старинной купеческой семьи. Обустраивая и обновляя имение, он старался максимально сохранить «Аксаковский дух». При С. И. Мамонтове в усадьбе заново построены кухня и людская. В северной части двора были возведены ветряная водокачка и сарай с амбаром, на месте фруктового сада - теплица и две оранжереи, где выращивались клубника и персики. К юго-западу от двора были построены конюшня и каретный сарай. До наших дней большинство из этих построек не сохранились, но отдельные интересные деревянные постройки дошли и до нашего времени. Мы остановимся на некоторых из них.
Мастерская в усадьбе Абрамцево была построена в 1873 году по проекту архитектора В. А. Гартмана.
Баня - вторая, наряду с мастерской, абрамцевская постройка в «русском стиле», сооружена в 1877-1878 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета. Одноэтажное деревянное здание с мезонином расположено на месте обветшавшей аксаковской бани
В 1883 году по проекту В. М. Васнецова была построена беседка, которая за свой причудливый вид получила название «Избушка на курьих ножках».
4. Дачи фабрикантов
К этой категории построек можно отнести дома фабрикантов и фабричных служащих, находящиеся в непосредственной близости от фабрик и составляющие с ними единый архитектурный комплекс.
Большинство владельцев фабрик и заводов - это бывшие крестьяне, освободившиеся от крепостной зависимости. В своей местности они создавали первоначально небольшие производства, возле которых и сами селились, создавая небольшие фабричные усадьбы. Дома их первоначально были деревянные, напоминающие русские избы. В качестве примера можно привести сохранившийся дом П. С. Карпова в селе Меховицы Савинского района Ивановской области. Сам владелец, выходец из соседней д. Чертовики, в Меховицах построил в 1910 году бумаго-ткацкую фабрику на 240 станков. Чтобы постоянно находиться рядом со своим производством и лично контролировать все процессы, П. С. Карпов рядом с фабрикой построил из лиственницы свой собственный дом в стиле раннего модерна.
Более состоятельные фабриканты строили себе особняки более основательные. Примером такого дома является особняк фабриканта А. Е. Соколикова, построенный в 1914 году в бывшей подмосковной д. Филимонове Богородского уезда (ныне - г. Павловский Посад Московской области).
Помимо корпусов фабрики владелец обычно возводит целый фабричный городок, состоящий из домов служащих, казарм рабочих, торговой лавки, а если фабрика большая, то ещё строились фабричные училище и больница, реже храм. Вначале ХХ века к этим постройкам прибавлялся Народный Дом, в советский период обычно названный клубом или домом культуры. Эти постройки строились, главным образом, из кирпича. При небольших фабриках они были деревянными, большую художественную ценность, как правило, они не имели и все эти «бараки», в подавляющем большинстве случаев, до нашего времени не дошли.
* * *
Можно привести ещё один пример довольно хорошей фабричной усадьбы, расположенной вдали не только от губернских, но даже от уездных городов. Село Воскресенское привольно раскинулось на правом берегу реки Ветлуги. В начале ХХ века село находилась в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Расстояние до Макарьева немалое - 85 вёрст малонаселённой местности. Дорога к селу проходила лесами и болотами. Хороших сухопутных дорог из Макарьева нет к селу и сейчас. В таком удалённом селе, на берегу Ветлуги в 1904-1906 годах создаётся усадьба лесопромышленника С. Н. Беляева. Лес, конечно, сплавляли в плотах по Ветлуги на Волгу. Сейчас в доме краеведческий музей.
Наиболее сильное впечатление производит летняя дача Николая Александровича Бугрова. Он в 1860-х годах на берегах Сеймы, левого притока Оки, возводит комплекс паровых мельниц. Производство расширялось, рос и рабочий посёлок вокруг него (ныне - г. Володарск Нижегородской области).
В конце XIX века Н. А. Бугров здесь же возводит себе летнюю дачу для того, чтобы следить за местным производством, которое с тех времён продолжает работать. В доме Н. А. Бугрова сейчас расположился районный музей.
Мы рассказали только о нескольких загородных купеческих домах, расположенных в лесной зоне. Но строились они практически во многих природно-климатических зонах России. Для этого мы сейчас отправляемся на юго-восток Воронежской области в Таловский район. Каменная степь - это один самых знойных уголков нашей Родины. В 1892 году в Каменной степи работала экспедиция, руководимая Василием Васильевичем Докучаевым с целью исследования плодородности засушливых земель. С 1911 года здесь работает Каменно-Степная опытная станция имени В. В. Докучаева.
В этом же районе, в селе Новая Чинга с 1882 года стоит прекрасный деревянный особняк купца Никандра Николаевича Бунина. Предположительный автор проекта - Воронежский архитектор Дмитрий Валерианович Знобишин.
В селе Новая Чигла Н. Н. Бунин имел лавку красных (мануфактурных) и галантерейных товаров. Были у него лавки и в селе Хреновом (на конезаводе гр. Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского). Здесь он имел ещё ренсковый погреб, т. е. торговал виноградными винами .
* * *
Не только фабриканты и другие промышленники строили себе особняки. Крупные судовладельцы им так же не уступали. Примерно в 1911 году Иван Александрович Шорин в селе Красном (ныне село вошло в состав города Гороховец Владимирской области) выстроил дом в стиле «модерн», который впоследствии подарил своему сыну.
Не правда ли, дом похож на пассажирский речной пароход с трубами? Обратите внимание на правую башню - первый этаж её построен из гнутых брёвен.
Фото мои и из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___