ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА
К церковной архитектуре принято относить постройки монастырей (включая жилые, служебные и ограды), приходских и домовых храмов, часовен, старообрядческих моленных, колоколен, купален на святых источниках, дома причта, стоящие на территории храма, а так же поклонные и обетные кресты, голубцы и прочие постройки малых форм православного содержания.
Мы постараемся рассмотреть все архитектурные типы церковной православной архитектуры.
Монастыри, храмы и постройки других церковных конфессий (за исключением Русской старообрядческой Церкви) в данной работе не рассматриваются.
Церковь в жизни русского человека
Храм - это необычная постройка, которая наделяется священными смыслами. В религиозных представлениях церковь служила символическим преддверием Небесного Града. Священная символика православной архитектуры была глубоко осмысленна ещё в греческих храмах. Ей пронизаны все части постройки - пространственная организация здания храма, материалы и конструкции, декоративные элементы, одеяния священнослужителей, религиозное действие, ритуальные песнопения и всё прочее, относящееся к православному обряду. Эта православная христианская символика развивалась на протяжении 900 лет и пришла на Русь вместе с крещением.
Церковь для русского народа прежде всего «Божий дом», который был и ныне опять становится архитектурным и смысловым центром города, села или местности при стоящем на погосте храме. Храм является своеобразным символом и выражением духовных и творческих устремлений русского народа. Лучшие черты народного зодчества ярче всего проступают именно в старинных северных церквах. На основе немногих плановых типов (клеть или восьмерик с боковыми прирубами, или без них), усложняя и дополняя их приделами, ярусными объёмами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские плотники достигали исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.
Обычно на погосте или в крупном селе строился так называемый «тройник»: большая летняя (неотапливаемая) церковь, по освящению которой, как правило, назывался приход, сравнительно небольшая «тёплая» церковь, используемая в зимний период и отдельно стоящая колокольня. Классическим примером «тройника» до 2013 года был Лядинский погост, находящийся у деревни Столетовская Каргопольского района Архангельской области. Летний Покровский храм (на фото справа) и колокольня сгорели 5 мая 2013 года от удара молнии.
Деревянные храмы всегда создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших занимаемых площадях. Большая их высота была рассчитана исключительно на восприятие снаружи. Интерьер их обычно имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком, так называемом «небом». В качестве примера можно рассмотреть сгоревшую 10 августа 2018 года 45 метровую Успенскую церковь 1774 года постройки, стоявшую на берегу Онежского озера в городе Кондопога республики Карелия (с 2022 года началось воссоздание утраченной святыни).
Церковь стояла на высоком подклете, что придавало храму большую фундаментальность и выразительность среди ровной глади Онежского озера. Высота интерьера при таком высоком храме составляло не более 7-8 метров.
«Небо» в церквях можно рассматривать подобно иконостасу. Человек здесь очень близко приближается к «горнему миру», до «неба» - рукой подать. Поэтому высокие интерьеры в русских храмах, как правило, делать было не принято.
Историю архитектуры, и тем более церковной, нельзя отделять от духовной жизни народа, которая в русской истории была чередой взлётов и, увы, падений. Горение в народе духа создавало удивительные по красоте постройки, рождало настоящие шедевры и, наоборот, угасающий дух порождал безликие, невыразительные формы. Примером того в архитектуре были провинциальные деревянные церкви XIX - нач. ХХ веков, построенные «согласно правил архитектуры» и растиражированные в типовых «образцовых» проектах духовных консисторий, а также «благолепные поновления» старинных русских деревянных храмов, превращающие их в унылые постройки под тёсовой обшивкой и исчезновением «теремков» на фасадах, а переливы осинового лемеха на главах сменялись металлическим свечением жестяного покрытия.
1. История возведения деревянных храмов в Русском государстве
О том, какова была древнерусская деревянная церковная архитектура, письменные источники сохранили немного сведений. Можно лишь говорить, что, согласно летописям, первым православным храмом в столице Киевской Руси была деревянная церковь св. Илии пророка. По преданию, она была построена киевскими князьями Аскольдом и Диром. В «Повести временных лет» говорится, что в 945 году, при заключении мирного договора между Русью и Византией, было совершено богослужение «в церкви Святаго Илии, яже есть надъ ручаемъ ... се бо бе соборная церковь, мнози бо бе Варязи хрестеяны».
Ильинский храм находился на стрелке рек Днепра и Почайны. В 988 году он был единственным в городе, и крещение Руси могло совершаться только у его стен. В 1692 году на месте деревянного был выстроен каменный храм, который сохранился до наших дней.
Одна из летописей упоминает о деревянном храме св. Софии, Премудрости Божией в Новгороде. Его сооружение относится к 989 году. Построен собор был по благословению первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина на земле языческих славянских племён. Храм был рублен из дубового леса и имел тринадцать верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров с умением возводить храмы. Собор возвышался над Волховом, знаменуя начало следующего этапа жизненного пути новгородцев, потомков людей, с незапамятных времён поселившихся на этих берегах.
Современный архитектор Леонид Егорович Красноречьев представил себе первый дубовый Софиевский собор в Новгородском кремле.
Летописец сообщает, что храм сгорел в 1045 году.
К сожалению, другие памятники деревянной архитектуры Древней Руси ни в каком виде до нас не дошли. Здесь можно только рассуждать.
Плотницкое ремесло на Руси было хорошо развито ещё задолго до принятия христианства, поэтому проблем с возведением культовых построек после Крещения не возникло. Однако элементы предыдущей языческой культуры наверняка были использованы при постройке первых храмов. Не видеть этого греческие священники не могли Поэтому они моментально инициировали строительство каменных храмов, хотя традиции каменного зодчества на Руси к тому времени не существовало.
На протяжении с XI по XVI века в русском церковном деревянном зодчестве, вне всякого сомнения, постепенно происходило изменение форм, но при этом сохранялись и старые. Так, среди сохранявшихся на начало ХХ века деревянных церквей есть немало таких, которые, по простоте их замысла, могли бы быть построены в XII веке, тогда как в действительности эти храмы датируются XVII-ХVIII веками. Примером такого храма могла бы служить несохранившаяся церковь Никольского Дроковановского погоста Сольвычегодского уезда Вологодской губернии - ныне урочище в Красноборском районе Архангельской области.
Храм хотя не самый древний - построен он был в 1719 году, но его образ восходит к первым православным храмам Русского Севера.
Поэтому можно предположить, что на всём протяжении нашей истории в богатых приходах рубили красивые, большие и сложные с конструктивной точки зрения храмы, а небогатые приходы довольствовались незамысловатыми церквами, мало чем отличавшимися от простых крестьянских изб, причём те и другие повторяли в основных чертах стародавние приёмы, сложившиеся ещё на заре храмового строительства.
Постепенно на Руси вырабатывается шатровый тип православных церквей, правда, первые шатровые храмы вряд ли могли сильно отличаться от клетских церквей. Резкого скачка в этом отношении быть не могло. Надо полагать, что первоначально низкий восьмерик робко поднялся над двухскатной крышей клетской церкви, причем шатёр его также не имел большой высоты и походил скорее на «колпак», нежели на шатёр. Позднее, шатёр стал подниматься всё выше над клетью. Он стал трактоваться как купол, т.к. форму византийского купола чрезвычайно трудно передать в дереве.
Эти два вида построек, клетские и шатровые храмы, наравне существовали на Руси до середины XVII века, каждый раз, с новой постройкой, усовершенствовались и видоизменялись.
В XVI-XVII веках как выглядели не только отдельные постройки, а даже целые комплексы посадов Русского средневековья мы можем видеть на старинных планах городов и на иконах. В частности, редчайший документ XVII века - план Тихвинского Посада (ныне г. Тихвин Ленинградской области), составленный в 1678 году отражает полноту деревянного архитектурного искусства Русского государства того времени.
План был составлен дворянином Иваном Зелениным и подьячим Петром Евстафьевым в связи с многократными жалобами Успенского и Введенского монастырей друг на друга: «Бутто они… их мнстрьскою вотчинною землею и иными многими угодьи завладели». На плане приводятся изображения как монастырских, так и приходских храмов, жилых домов и хозяйственных построек, а, главное, он позволяет видеть архитектурно-пространственную взаимосвязь городской (точнее, посадской) среды. Для тех, кому интересно посмотреть современное состояние местности - это
легко сделать. При этом надо учитывать, что ориентация плана - наверху находится восток с приблизительно в среднем на 8-10° отклонением к северу и план 1678 года не совсем точен, но зная современную гидрографию и места расположения церквей - нетрудно привязаться к местности.
Другим источником пополнения знаний о средневековом деревянном зодчестве на Руси могут служить зарисовки иностранных путешественников. В качестве примера можно привести рисунок австрийского путешественника и дипломата барона Августина Мейерберга.
На рисунке 1661 года, как видно из подписи, изображено село Медное, ныне находящееся в Калининском районе Тверской области. С реки Тверцы видны клетский Никольский храм с приделом прп. Сергия Радонежского, построенный ранее 1594 года, имеющий гульбище на высоком подклете, и шатровую колокольню. Церковь, изображённая на рисунке сгорела в 1759 году и вскоре была заменена на кирпичную с освящением в честь Казанской иконы Божией Матери.
Но самым достоверным пособием по изучению нашего наследия являются архивные фотографии. Так что вернёмся опять к ним и продолжим наше повествование.
Влияние деревянного зодчества на каменное строительство особенно заметно на появившихся в XVI веке каменных шатровых храмах, давшего миру такие памятники архитектуры как
церковь Вознесения (1532 г.) в Коломенском и
Покровский собор, что на Рву (1561 г.) в Москве. Именно в этих памятниках отчётливо прослеживается большое влияние русского деревянного зодчества. Историки связывают их появление с подъёмом русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом. Ещё большее влияние деревянного зодчества на каменную архитектуру прослеживается у
Благовещенской церкви (1677 г.) села Тайнинское (ныне г. Мытищи) Московской области. Весь декор западного крыльца этого храма был взят из русского деревянного зодчества.
Первый ощутимый удар по деревянному зодчеству в середине XVII века нанёс патриарх Никон. Предписание точно следовать византийским канонам выдвинуло требование строить церкви «о пяти верхах, а не шатром», хотя никаких документальных подтверждений запрещения Никоном таких покрытий не имеется, более того, самый большой шатёр в России построил сам патриарх в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре (г. Истра Московской области). Всё же в Церкви был сделан приоритет византийским (греческим) образцам в обрядовой практике. Он выразился в том числе и в нерасположении духовных властей к национальным (русским) формам в архитектуре. А поскольку шатровые завершения имели исконно русское происхождение и не находили образцов в традиционных византийских храмах - они попали под негласный запрет. Поэтому под угрозой анафемы, а порой и смертной казни, русские плотники как только не ухитрялись сохранять форму «высокого верха» у храмовых построек.
Никоновские реформы середины XVII века и их последующие последствия в области церковного строительства привели к ускоренному возникновению новых видов завершений: крещатых бочек и кубоватых покрытий и грушевидных куполов, а стремление к высотности объемно-пространственной композиции способствовало возникновению ярусных храмов. Сочетание новых форм завершений с древними традициями русского деревянного зодчества привело к возникновению многоглавых храмов.
Следует однако подчеркнуть, мы далеки от мысли, что новые формы завершений храмов были разработаны и стали применяться благодаря негласному запрету строительства шатровых храмов - они давно зрели в глубинах русского сознания, только реформа ускорила их появление.
Примером этого периода развития храмовой архитектуры может служить Никольская церковь бывшего Николо-Крутецкого монастыря, построенная в 1682 году. В середине XVIII века монастырь был приписан к Новгородскому Свято-Духову монастырю, а в 1764 году он был упразднён. Его храмы стали приходскими на образованном после монастыря погосте Крутец. Теперь это территория деревни Мякишево Хвойнинского района Новгородской области.
Никольская церковь - ярко индивидуальный, необычный и не имеющий аналогов, памятник. В её облике присутствуют одновременно типы клетских, крещатых и ярусных построек. Это один из удачных опытов, плотников-экспериментов, появившихся во второй половине XVII века после запрета на возведение шатровых церквей. Облику храма нужно было придать высотность - одно из непременных качеств, излюбленное народом, - так родилась ярусность, пусть пока не совсем совершенная по композиции в сравнении с шатром.
В 1972-1976 годах храм был перевезён в Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», расположенный в г. Великий Новгород.
Развиваясь с середины Х века, деревянное церковное зодчество на Руси достигла своего расцвета в периоде между началом XVII и второй половины XVIII веков. В это время были созданы всемирно известный ансамбль Спасо-Кижского погоста (1714, 1696-1764 и 1874 гг.), Успенский собор в Кеми (1717 г.), церкви Успения Богородицы в Кондопоге (1774 г.) и в Варзуги (1674 г.), Троицкая церковь (1730 г.) в Нёноксе, величественные храмы Поонежья и Подвинья, купольные храмы на Ваге, а так же ансамбли погостов на Пинеге Мезени.
Несмотря на шедевры этого периода, развитие храмовой деревянной архитектуры начинает испытывать пока ещё робкое влияние каменного зодчества. Особенно это начинает проявляться в городах и в ближайших населённых местностях. Примером может служить ныне сохранившийся Покровский (до 1902 г. - Сретенский)
храм бывшего села Заостровье (ныне - Рикасово), находящийся на острове в дельте реки Северная Двина, напротив Архангельска. Построенный в 1683-1688 годах, он уже первоначально имел нечто подобное каменным позакомарным покрытиям. Это единственный установленный специалистами храм под «деревянным позакомарным покрытием». В XIX веке позакомарное покрытие было перестроено и не возобновлено во время реставрации 2015-2017 годов.
Со 2-й пол. XVII века в городах начался процесс замены деревянных приходских храмов каменными, при этом подавляющее большинство сельских храмов оставались деревянными ещё до 2-й пол. XVIII века. Это было время радикальных перемен, так как изменились и технологии. В результате развития судостроения при Петре I и особенно при Екатерине II изготавливаемые топором вручную конструкции стали уступать место пиломатериалам. Их использование позволило разбогатевшим выходцам из сельской среды, обосновавшимся в городах, инициировать с конца XVIII века перестройку старых храмов и постройку новых в родных сёлах в формах столичной архитектуры. В деревянной архитектуре появляется подражание стилей (барокко, классицизм и пр.), присущие каменному зодчеству.
Примером такой постройки может служить церковь Вознесения Господня, построенная в стиле классицизм в 1782-1785 годах в городе Спасск-Рязанский Рязанской области.
Деградация традиционного плотницкого ремесла и появление моды на имитацию облика каменных церквей привело к массовой обшивке древних храмов тёсом. Храмы лишились естественной пластики бревенчатых стен и превратились в безликие крашеные деревянные ящики, а переливы осинового лемеха на главе сменились металлическим свечением жестяного покрытия. В XIX веке процесс деградации в деревянном зодчестве многократно увеличился. В 1853 году издан «Атлас проектов церквей сельских построек от Департамента сельского хозяйства». В апреле 1857 года граф Михаил Николаевич Муравьёв был назначен министром государственных имуществ. В циркулярном предписании Министерства от 16 января 1858 года сказано: «… сообразно простому быту и понятию прихожан в постройках сих надлежит отстранить всякие излишние украшения, а конструкцию оных до того упростить, чтобы как первоначальное возведение, так и последующие починки могли быть исполнены местными мастерами и самими крестьянами» В этом же году был выпущен «Атлас сельских деревянных церквей». Строительство деревянных церквей начинают вести либо по образцовым (типовым) проектам из этого атласа, либо по проектам епархиальных архитекторов. В 1899 году был опубликован новый «
Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях». В 1911 году его переиздали. В уездах шло массовое строительство деревянных храмов, которые по своей композиции и декоративным деталям повторяют приемы каменного зодчества. В результате традиционное деревянное зодчество превратилось в банальное строительство из дерева. Ярким образцом такого типа храмов является церковь Николая Чудотворца, стоящая в селе Лидь Бокситогорского района Ленинградской области.
Храм построили в начале XIX века, в 1864 году он был перестроен в стилистике каменной архитектуры. Весь храм обшили досками, к центральной части церкви пристроили боковые портики с колоннами и треугольным фронтоном. Об деградации русского деревянного зодчества в ХIX-ХХ веках мы продолжим разговор
ниже.
* * *
В начале 1870-х годов народнические идеи в политике пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII веков. На рубеже ХIХ-XX веков получает развитие так называемый «русский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Киева, Новгорода и Пскова, а в деревянной архитектуре - к традициям Русского Севера.
Хорошим примером этого этапа развития русского деревянного зодчества является сохранившаяся Троицкая церковь в дачной местности Наташино (ныне г. Люберцы) Московской области.
Деревянный шатровый храм в духе модерна построен по проекту архитектора Михаила Фёдоровича Бугровского на средства дачников. Церковь, освятил в 1913 году митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), будущий священномученик.
* * *
Говоря о строительстве и внешнем облике церквей, нельзя не умолчать о перестройках старых храмов. Если признаться, полностью сохранившихся старых деревянных церквей в таком виде, как их первоначально построили плотники, в настоящее время нет ни одной - все в той или иной степени подвергались разной степени перестройки с полной или частичной переборкой. Не редко, в угоду заказчика или господствующему стилевому направлению, храм изменялся настолько, что менялись не только подгнившие брёвна, но и сама конструкция храма, его стилевое решение. Примером такого рода обновления может служить церковь Вознесения Господня, стоящая до сих пор в селе Зарубино Городецкого района Нижегородской области.
Храм был построен в 1703 году. Во второй половине XIX века, во время проведённого «обновления» он приобрёл эклектический фасад, а сам храм обшит безликим тёсом. Ныне церковь стоит на сельском кладбище «без пения».
Примерами грамотной научной реставрации могут служить подавляющее число храмов, ныне находящиеся в музеях деревянного зодчества во многих уголках нашей страны (см.
тип музеев I).
* * *
Коснувшись реставрации памятников деревянной архитектуры, думаю, необходимо, в назидание новым «горе-реставраторам» и работникам музеев, рассказать ещё об одном памятнике.
Часовня была построена в 1883 году на Крестовоздвиженском (Люторицком) погосте Серпуховского уезда (ныне территория входит в состав деревни Сокольниково Домодедовского городского округа Московской области) на месте престола разобранного деревянного Крестовоздвиженского храма, построенного в середине XVIII века. Большая деревянная восьмериком «от пошвы» часовня, рубленная «в лапу» и ранее обшитая тёсом, была накрыта низкой кровлей с одной главкой. Она стояла северо-западнее каменного храма. Сгорела в 1976 году. В Гефсиманском саду города Истры Московской области, в создаваемом в то время музее деревянного зодчества, в 1978 году была построена её «
копия», при этом форму кровли изменили на шатровую со стилизацией под XVIII век. Постройка позиционируется музеем как «Часовня из села Сокольники Чеховского района Московской области. Реконструирована архитектором Д. Я. Старчевским на время создания - XVIII век» (жирным текстом выделены ошибки). Здесь были допущены ошибки не только в датировке объекта показа (1978 год, а не «XVIII век») и в его внешнем облике (подлинник строился изначально с низкой крышей, а не с «высоким шатром»), но и в историческом местонахождении памятника (он строился и всегда стоял на территории погоста, а не в «селе»), в названии населённого пункта и его типе: Сокольниково (а не «Сокольники») всегда была деревней, а не «селом», которая стояла на противоположном от погоста берегу р. Люторки. Имеется в музейной надписи даже ошибка и в административном районе Московской области (местность, где стояла часовня находилась с 1969 года Домодедовском, а не «Чеховском районе». Район существовал до 2006 года). В Чеховском районе Московской области населённого пункта с названием Сокольники никогда не существовало. Как мы видим, ошибки в музейной надписи в каждом слове, а в целом - это сплошное надувательство посетителей музея! Не проще ли было написать правду? «Копия часовни в натуральную величину построена в 1978 году. Такие часовни в XVIII веке стояли во многих деревнях Московской губернии. Подлинники не сохранились».
В 1920-1930-х годах ситуация резко изменилась, разрушение деревянных храмов приобрело катастрофический размах. За этот период и последующий до 1980-х годов страна потеряла более 80% наиболее ценных памятников деревянного зодчества. В послевоенное время оставшиеся наиболее ценные храмы, как выражающие подлинную народность, были объявлены памятниками архитектуры. Они стали предметом специальных реставрационных исследований и охраны, началось создание музеев деревянного зодчества под открытым небом. В этот период много сделали по выявлению, сохранению и реставрации памятников русского деревянного зодчества известные архитекторы-реставраторы Борис Васильевич Гнедовский, Александр Викторович Ополовников, Ольга Георгиевна Севан и многие другие.
* * *
Новый импульс развития традиционного русского деревянного зодчества произошёл только в начале 1990-х годов. В этот период были воссозданы и до настоящего времени создаются некоторые ранее утраченные уникальные храмы, среди которых
Покровская церковь (1708 г.) бывшего Вытегорского погоста Олонецкой губернии в посёлке Невский Парклесхоз Ленинградской области.
Яркий луч света этого времени - создание храмового комплекса в урочище Борисовка Наро-Фоминского района Московской области (ныне г. Москва). Преображенская церковь с нижнем (в подклете) престолом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 2006 году по проекту архитектора Юлии Эрленовны Саратовской, в содружестве с Андреем Борисовичем Бодэ и Еленой Александровной Ополовниковой (дочери архитектора А. В. Ополовникова), повторяет в объёмных формах композицию сгоревшей 4 сентября 2002 года в Ипатьевском монастыре
Преображенской церкви (1713 г.) села Спас-Вёжи Костромского района Костромской области.
Оригинальная Введенская церковь с двумя шатрами здесь была построена в 2008 г. В основу проекта храма положена не сохранившаяся церковь святителя Василия Великого (кон. XVI в.), стоявшая на погосте Шохна Кинешемского уезда Костромской губернии (мы о ней будем говорить
ниже). Трапезная и примыкающее к ней крыльцо на два всхода построены по типу сохранившегося Успенского собора (1717 г.) в г. Кемь республики Карелия (см.
ниже).
Третьем храмом церковного комплекса в урочище Борисовка стала церковь святителя Спиридона Тримифунтского (2013 г.) построенная Крестьянской оратайской школой по проекту архитектора А. Б. Бодэ. В основу проекта храма положена
Казанская церковь (1679 г.), стоявшая у ворот Илимского острога, территория которого ныне затоплена водами Усть-Илимского водохранилища. Сам храм перевезён в Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы».
Однако очередная смена власти в стране вновь поставила деревянную архитектуру на грань исчезновения. Недавно восстановленные памятники стали передавать религиозным организациям, в которых настоятели и прихожане, не понимая ценности полученных храмов, начинали переделки и подновления на уровне их примитивного понимания «благолепия». Так, в результате поновлений храмы стали покрываться унылым тёсом, а переливы осинового лемеха на главках сменились металлическим свечением жестяного покрытия.
2. Обыденные храмы
Ещё об одной страничке строительства храмов на Руси хотелось бы рассказать. Письменные источники часто упоминают о строительстве обыденных церквей - совершенно удивительное в духовном смысле явление русского православного зодчества. Когда-то на Руси их было немалое количество. Наибольший расцвет строительства таких церквей приходился на XIV-XVIII века. Совместное возведение обыденного храма было проявлением Великой радости или коллективного покаяния по обету, который давался Богу. Храм, возводился всего лишь в течение одного дня. Работа над такой постройкой начиналась еще затемно. Её возведение и освящение должно было непременно состояться до захода солнца. Строились они быстро и всегда возводились из дерева. Большинство из существовавших ранее подобных церквей сооружались в периоды великих побед или тяжёлых эпидемий инфекционных болезней, или других испытаний. В случае болезни строились обыденные храмы с единственной целью - остановить повальный мор. Люди понимали, что никакая беда или несчастье не сможет произойти без промыслительного попущения Божия.
Строительство обыденных храмов было возрождено 5 июля 2014 года. В Московском музее «Коломенское» в рамках III Межрегионального фестиваля славянской культуры «Русское поле» активисты движений «Общее дело» и «Сорок сороков» при поддержке Благотворительного фонда Святителя Василия Великого собрали за один день точную копию
церкви ап. Андрея Первозванного , которая была построена в 1702 году по указу Петра I в Андреевском скиту Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря на Большом Заяцком острове, находящийся в Соловецком архипелаге Белого моря.
По окончании фестиваля храм был передан в дар приходу святой равноапостольной княгини Ольги Московского района Солнцево.
Продолжение главы следует.
Фото мои и из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___