Всё. Отвлекусь на секунду от расшифровки и мыслей об утреннем интервью в Троицке (я человек-метеор, успела утром туда сгонять в управление образованием) и напишу про "Седьмую печать" Бергмана, потому что лучше уж поздно, чем никогда.
Что есть такое "Седьмая печать"? Слова из Откровения приводить, думаю нет смысла, они и так достаточно известны.
По Бергману, Седьмая печать -- это последнее, что отделяет человечество от падения в бездну, в хаос. Далее наступит Великое Ничто, которое люди вполне заслужили.
Бергман снял вполне себе атеистическое кино, заложив в сюжет, ставшие уже ко времени реальности персонажей фильма классическими, размышления о Боге/Дьяволе как субъектах, которые могут существовать как одновременно, так и отдельно друг от друга, а могут и не существовать вовсе. Примечательно, что фигура смерти, которая играет с Рыцарем в шахматы, лежит не в религиозной, а в сакральной плоскости: смерть существует автономно от Бога или Веры.
Смерть интеллигентно приходит к Рыцарю, который каким-то образом оказался на берегу моря в сопровождении своего оруженосца (тут можно рассуждать на тему аллюзий на Дон Кихота, Всадников Апокалипсиса, Фауста). Рыцарь оказался к Смерти не готов, и предложил сыграть в шахматы, чтобы понять, зачем он жил (ну и как-то оглядеться вокруг, подумать о своей жизни, о том, что ждет его на том свете, если тот свет существует). В итоге, он находит свой смысл жизни в самую последнюю секунду, когда уже фактически проиграна партия, по сути жертвуя собой ради спасения мира (ну за мир-то у нас конечно же отвечают бродяги-музыканты, они же Иосиф-Мария и Младенец). И ведь это не просто смысл жизни человек обрел, не просто Мир спас, он себя простил за 10 лет крестовых походов, за то что он там всех рубил направо и налево, за все свои грехи.
То есть в определенной плоскости (сейчас вот забыли, что есть другие герои в фильме, оставили только линию Смерть-Рыцарь), это фильм про анекдот, которого Бергман, увы не знал:
"Ситуация банальная. Мужик перед небесными вратами, с ключами - апостол Петр.
- Ваше преподобие, один вопрос, ужасно важный. В чем был смысл моей земной жизни, мое предназначение? Ведь если я попал в рай, значит, я его исполнил достойно?
- Ответ очень прост, но я боюсь, он вам может не понравиться. Ступайте себе с миром. Добро пожаловать, в смысле.
- Ну, а все-таки? Уверяю Вас, для меня это имеет огромное значение!
- Ну, как хотите. Помните, вы закончили институт и ехали по распределению в Новоебуново?
- Как же, конечно помню!
- На поезде.
- В те-то времена? На чем еще? Конечно! Ну-ну...
- И вечером после отправления пошли в вагон-ресторан.
- Ну, скорее всего. Молодой специалист, вся жизнь впереди! Надо же было отпраздновать. Конечно!
- И там за соседним столиком сидела средних лет женщина.
- М-м-м... не исключаю такой возможности. И что?
- И она попросила вас передать ей соль.
- Так...
- И вы ей передали солонку.
- И?...
- Ну, вот."
Бергман анекдот, как я сказала, не знал, но вот Достоевского, небось, читал и даже любил, ибо тема спасения от всех грехов одной Добродетелью у него, конечно, раскрыта более, чем полностью, как сейчас можно говорить.
(свояк за 10: про какой отрывок из Ф.М. я сейчас говорю?)
"Смерть нельзя обмануть, ее не переиграть, и у нее нет чувства юмора," -- говорит нам Бергман.
Это всё больше по человеческой части.