Не будучи киноманом и не обладая каким бы то ни было системным пониманием кинематографического процесса, решил тут посмотреть некое количества кин, принадлежащих к жанру «триллер». Опять же не с целью исследования, но токмо ради получения эстетического и нервощекотательного удовольствия. И бросилась мне в глаза лютая сюжетная бедность.
Для меня идеальным триллером была и остается «Собака Баскервилей». Страшная загадка, все указывает на то, что разгадать ее, не прибегая к фактору сверхъестественных сил невозможно и - изящная концовка, в которой все встает на свои места. Сверхъестественное находит неожиданное рациональное объяснение. Триллеры в таком же духе пытаются в большом количестве делать голливудские киношники (оставим в стороне т.н. мистические триллеры, где действие сверхъестественных сил допускается и даже приветствуется), но никакого конандойловского изящества в развязке нет и в помине.
Фильм 2009 г. Shutter Island (у нас - «Остров проклятых»). Режиссер - Скорцезе, в главной роли - Ди Каприо, снято отлично, хорошие характеры, но сюжет… Сначала все круто: 1954 г, эпоха маккартизма, два федеральных маршала отправляются в секретную психушку на острове, чтобы помочь найти сбежавшую пациентку. Не очень понятно, почему этим должны заниматься маршалы - они ведь что-то наподобие судебных приставов, ну да ладно. Как станет понятно чуть позже, такие детали значения тут вообще не имеют. Попутно выясняется, что в психушке происходят какие-то темные дела, возможно, в духе нацистских экспериментов над узниками лагерей смерти. И главное, старший из маршалов (Ди Каприо) начинает подозревать, что именно здесь скрывают убийцу его жены, которая постоянно является главному герою в снах. Тут начинается буря, с острова выбраться невозможно, все говорит о том, что маршалы прикоснулись к страшной тайне и им придется очень постараться, чтобы остаться в живых. Развязка? Ди Каприо никакой не маршал (был когда-то), а уже два года пациент этой самой психушки. И это он убил собственную жену, то есть он ищет сам себя. Все происходящее - лишь медицинский эксперимент, поставленный главврачом, чтобы вернуть герою Ди Каприо рассудок. Короче, вы поняли. Налицо типичный deus ex machinа, ибо вся тайна сводится к тому, что главный герой псих и ему мерещится то одно, то другое.
Перед этим был фильм Hide and seek («Игра в прятки»). С Робертом де Ниро. И блин опять то же самое. Мама покончила жизнь самоубийством, у дочки травматический синдром, несчастный папа не знает, как быть, а тут еще у девочки появляется таинственный невидимый друг Чарли, который творит всякие бесчинства. В конце, разумеется, выясняется, что Чарли - это сам папа, он псих, страдающий раздвоением личности, и это он убил маму, а теперь убил кошку, подружку, да и дочку чуть не замочил.
Видел недавно довольно старое кино «Лестница Якова», и оно мне, кстати, понравилось больше двух вышеописанных, но и там весь практически фильм - это, как выясняется в конце, наркотический бред умирающего от ран солдата. Список примеров можно продолжать.
В современном Голливуде есть все: великие режиссеры, прекрасные актеры, а еще операторы, создатели саундтреков, мастера декораций и спецэффектов, нет только сценаристов, умеющих создавать сюжеты и избегающих при этом избитых приемов.
Короче говоря, современная «Собака Баскервилей» заканчивается так: никакой собаки нет, это сам Шерлок Холмс, накурившись опиума, бегал по гримпенской трясине на четвереньках, страшно выл и пугал местных эсквайров. Не надо придумывать никаких изящных рациональных выходов из запутанного сюжета - теперь все решается просто: тайна примерещилась. И куда уж рациональнее выходит: никто ж не сомневается в существовании наркоманов и психов, а также разного рода бреда и глюков.
Таким образом, идеальный сценарий современного триллера воплощен в анекдоте, слышанном мной еще в школьные годы:
Штирлиц просыпается в тюремной камере и мучительно пытается вспомнить, как он туда попал. Вдруг в коридоре раздаются шаги. «Если войдет гестаповец, - думает Штирлиц, - значит я провалился. Если НКВДшник, значит, наши взяли Берлин, а меня приняли за фашиста».
Открывается дверь, и входит мент со словами: «Ну и нажрались вы вчера, товарищ Тихонов…»