Или ЕЩЕ БОЛЬШЕ АДА
«Последние недели мы непрестанно наблюдаем парад общественного безумия в лентах наших фейсбуков, где, казалось бы, давно остались только социально и идеологически близкие люди, -
пишет Сергей Кузнецов, колумнист InLiberty.ru. - Один популярный блоггер, мол объясняет, что убивать детей - это хорошо, если эти дети - сирийцы. Другой известный журналист вывешивает, сопроводив саркастическим комментарием, вульгарную фотографию своей полногрудой коллеги-блондинки»...
Так InLiberty поднимает тему нашей общей бездуховности, отсутствия так называемых скреп. Мы лайкаем, делаем репосты, включаемся по полной программе в обсуждение вещей, не имеющих к нам никакого отношения. И мы, в погоне за этим самым «engagement-ом» (привет Брайану Солису) увеличиваем трафик на наши аккаунты и тащимся от собственной значимости.
«Много лет назад в Стэнфорде я познакомился с редактором крупнейшего британского таблоида, который объяснил мне, чем желтая пресса отличается от обычной, продолжает InLiberty пером колумниста Кузнецова. - Наша цель, сказал он, - вызвать у читателя сильную эмоцию. Не подвигнуть его на размышления, не сформировать его позицию, не дать информацию, а спровоцировать на ужас, радость, страх и т.д. Затем он объяснял, как это работает, - на примере того, как пишут об 11 сентября его газета и респектабельные британские издания. Тогда-то я и понял, что таблоид - это не тема (секс, скандалы и знаменитости), а подход и целеполагание».
На днях я побывала на конференции (бывает и у меня культурная жизнь!), где подняли вопрос трафика. А заодно - и сути работы желтой прессы, духовных скреп и границ журналистской этики. Так один известный главред сказал честно: у меня есть все данные, статистика, графики, и я прекрасно знаю, что на слово «Жанна Фриске» я получу сразу миллионы заходов на сайт. И не важно, что там будет написано - найдены фотографии перед смертью или то, что ребенок певицы не от ее мужа… Нам нужен трафик! И мы его сделаем.
Да, суть «метода желтой прессы» - вызвать эмоцию. Страх, ненависть, радость, праведное возмущение, смех. Но всего лучше страх - от этого растет трафик. Секс, скандалы и знаменитости и правда не причем. Общество, как вампир, питается горячей кровью эмоций, и раз испробовав, уже не может отказаться.
«Спроса на умеренную риторику в обществе нет, а есть спрос на бесконечное «больше ада», - признается автор упомянутого мной в начале издания. - Чем «желтее» новость, тем больше спрос на нее в фейсбуке, тем больший образец она для других СМИ».
А затем выдается рецепт (распечатайте, и бегом в аптеку!):
«Как известно, понимание механизмов - первый шаг к изменению ситуации.
Поэтому если мы хотим избежать дальнейшей эскалации желтизны, нам следует как минимум избегать эмоционального вовлечения и участия в добровольном распространении материалов, цепляющих наши эмоции, - даже если их авторы придерживаются близких нам политических взглядов. Лучше лайкать и расшаривать взвешенные материалы, если, конечно, они попадутся нам на глаза.
Еще лучше самим писать сдержано и разумно, помня, что каждая наша провокативная, едкая и броская реплика в фейсбуке превращает нас в маленького габрелянова и делает участником дальнейшего растления русскоязычной аудитории».
Что это было, подумала Адская Белка? Во время пира во время чумы… кто-то воскликнул: «Остановитесь! Вы звери, господа! Посмотрите на ваши измазанные жиром губы, на ваши запачканные манишки, на крошки в декольте! На помаду на воротнике соседа, на застрявшую в свином ребре вилку, на слюну, текущую с клыка, или это кровь укушенного вампиром подростка?
Или может это попытка «отмазаться» от этого «сброда», который вдруг оказался у нас во френдах? Увы, это то, к чему мы шли, и что заслужили, и не надо паниковать. Любой, даже очень знатный пир, даже во время чумы, все равно заканчивается. Так что без паники! Лайкаем, шарим, увеличиваем количество заходов. Как пел Алексей Кортнев, «Трафик, у меня есть трафик, А все, что не по трафику - На фиг, на фиг!» (или он имел ввиду что-то другое? :)