Далай-Лама и Говард К. Катлер - Искусство быть счастливым

Feb 09, 2012 16:25



К чему стремится любой человек, вне зависимости от происхождения, социального положения, или вероисповедания? Его Святейшество XIV Далай-Лама Тензин Гьяцо на каждой своей лекции, в каждой своей книге дает простой, но точный ответ: каждый из нас, как живое существо, желает счастья и не желает страдания. Наши представления о счастье, конечно, весьма расходятся: для кого-то это комфорт и покой, для кого-то постоянное движение и приключения, для кого-то семья, а для кого-то власть и богатство. Но в своем стремлении к счастью мы все равны. Существует ли счастье в абсолютном смысле и достижимо ли оно? Его Святейшество и американский психолог Говард К. Катлер в своем диалоге, пересказанном в книге «Искусство быть счастливым» приходят к неожиданному выводу: абсолютное счастье существует и его можно достичь. Далее, они приходят к еще более неожиданному выводу: счастье напрямую связано с духовностью.

Но почему счастье зависти от духовности? Ведь духовный путь, следование нормам морали и нравственности требует от нас упорного труда, терпения и необходимости забыть о личном благе. Духовный путь требует забыть о многих жизненных удовольствиях. Однако, Далай-Лама подчеркивает, что счастье и удовольствие - не одно и то же. Первое связанно именно с духовностью, тогда как второе сводится к нашим материальным потребностям, либо к желаниям укрепить наше эго. Поэтому, мы, выбирая духовный путь, жертвуем вторым ради первого: личное сиюминутное удовольствие уходит у нас на второй план ради более высокой цели - стать совершеннее.

Когда Далай-Ламе задают вопрос: «А вы чувствуете себя счастливым?», Он без колебаний отвечает: «Да… Да, конечно!», тем самым на личном примере подтверждая свою мысль о том, что подлинное счастье возможно только при развитых доброте и сострадании. При этом Он не создает впечатления йогина, ушедшего в астрал.

Душевное равновесие, или душевное спокойствие, - это вовсе не полная отрешенность и не пустота. Основа душевного равновесия - любовь и сострадание. Этому состоянию свойственны эмоциональность и чувственность [Его Святейшество Далай-Лама и Говард К. Катлер. Искусство быть счастливым: руководство для жизни / Перев. с англ. - М.: ООО Издательство «София», 2010. - 30 с.].

Как думают некоторые, цель буддизма - уйти от мирской жизни, погрузившись в глубокую медитацию. И таким образом будет достигнуто счастье. Это очень неглубокое понимание проблемы счастья и страдания в буддизме. Далай-Лама дает нам понять, что любовь и сострадание требуют активности. Самсара - это не дыра, из которой надо бежать, а поле для нашей активности, для проявления любви и сострадания в той форме, в которой мы можем их проявить.

Его Святейшество дает нам настрой на альтруизм. С таким настроем мы по-иному можем смотреть на себя и весь остальной мир: видеть свои проблемы отстраненно. Этот важный психологический аспект буддизма весьма прост, но мы, почему-то постоянно забываем о таком простом факте: чем более отстраненно мы смотрим на свою проблему, тем легче мы ее разрешаем.

Депрессии, стрессы, одиночество, отчужденность - это чума XXI века. Корень этих состояний кроется в том, какой образ жизни мы ведем: нам навязывается эгоизм, хищничество, культ потребления и т.д. и т.п. - на этих отрицательных качествах основан наш типичный современный западнический образ жизни. А взаимопомощь, дружба, терпение - отошли на задний план. Человек, воспитывающий в себе эти качества в наше время, особенно на Западе, покажется основной массе народа, мягко говоря, наивным. В ранние времена религия помогала нам себя воспитывать, но, похоже, эти времена канули в лету, и подлинно религиозный человек, соблюдающий все заповеди своей веры сейчас - исчезающий вид. Его Святейшество согласен с этим:

Правильное поведение не приходит само собой, его необходимо достигать сознательной тренировкой, особенно это справедливо для современного общества. Традиционная классификация поступков на правильные и неправильные, а также обучение правильному поведению считалось уделом религии. В наше время религия несколько утратила престиж и влияние, а достойной замены ей - развитой мирской этики, например, -  так и не появилось. Таким образом, сейчас необходимости вести правильный образ жизни уделяется гораздо меньше внимания, чем раньше [Там же, 51 с.].

Но даже если мы ни во что не верим, у нас все равно должна быть некая духовная основа для того, чтобы вести себя правильно по отношению к окружающему миру.

Религиозная вера - это всегда хорошо. Но можно обойтись и без нее, а в некоторых случаях - и с большим успехом. Верить, или не верить - решать только нам самим, это наше право. Но существует и другой уровень духовности, который я называю базовой духовностью. Это основные человеческие качества - доброта, сострадание, человечность. Они должны быть у каждого независимо от того, верующий это человек, или нет. Лично я считаю, что этот уровень более важен, чем первый, так как даже самая лучшая религия может охватить ограниченное число людей, только часть человечества. А эти качества нужны всем, так как мы все - одна большая семья. Без них человеческое существование станет невыносимым, и никто не сможет чувствовать себя счастливым. Таким образом, развитие в себе этих качеств - очень важная задача [Там же, 277 с.].

Быть счастливым - это искусство для нас видеть и принимать Мир таким, какой он есть. И не нужно никуда бежать от страданий - от них не скроешься даже на необитаемом острове. Но зачем нам страдать, когда в нас заложены все нужные качества, чтобы чувствовать себя счастливыми? Это те качества, о которых Его Святейшество говорит постоянно, дабы мы о них не забывали: сострадание, терпимость, дружелюбие, щедрость и т.п. И я надеюсь, что к Нему прислушаются многие, ведь, по моему мнению, Далай-Лама - это единственный, кто может в наше время стать духовным лидером для всего человечества.

Первое, что хочется оценить в прочитанной книге - это форма диалога, на котором она вся и построена. Живая, увлекательная беседа отражает две точки зрения: западного психолога и буддийского монаха. Собеседники при этом даже не вступают в диспут - мы видим их дискуссию, которая подтверждает то, что обе эти науки - буддизм и психология - могут прекрасно дополнять друг друга. В перерывах между такими беседами психолог Катлер делится с читателем историями из жизни своих пациентов. Это удивительно, но факт: даже больной СПИДом может чувствовать себя более счастливым, чем состоявшийся бизнесмен. Такие примеры вдохновляют: искусство быть счастливым - это не что-то недостижимое - им можно овладеть.

Избранное, Литература

Previous post Next post
Up